Таким образом, был сочинен «Мещанин во дворянстве». В этой пьесе был выведен буржуа Журден, помешавшийся на сладкой мысли стать аристократом и органически войти в высший свет. <...> Наряду с Журденом был изображен маркиз Дорант, причем заранее можно было сказать, что неприязнь аристократов в отношении к Мольеру усилится в предельной степени, так как этот Дорант был изображен уже в виде совершенно бесчестного проходимца, а возлюбленная его, маркиза Доримена, в лучшем случае представлялась личностью сомнительной.
А что же заказанные турки? Турки были. Одураченного Журдена посвящали в несуществующий сан мамамуши. Журдена выводили с бритой головой, под музыку выходили турки, в том числе муфтий, к шляпе которого были прикреплены горящие свечи. Турки в церемонии кривлялись порядочно, они то опускались на колени, то поднимались и восклицали почему-то: гу-гу-гу. И Журдена ставили на колени и клали ему на спину Коран и прочее в этом же роде. <...>
«Мещанин» был сыгран в Шамборе первый раз 14 октября 1670 года, и темный ужас охватил Мольера после представления: король не произнес ни одного слова по поводу пьесы. <...> Молчание короля немедленно дало пышные результаты. Тут уж не осталось ни одного человека, который не изругал бы пьесу Мольера <...>
16 октября состоялось второе представление, и опять на нем был король. По окончании спектакля он подозвал к себе Мольера.
— Я хотел вам сказать о вашей пьесе, Мольер, — начал король.
«Ну, убей меня!» — прочитали все в глазах у Мольера.
— Я ничего не сказал вам после премьеры, оттого что еще не мог составить о ней суждение. Ваши актеры слишком хорошо играют. Но теперь я вижу, что вы написали превосходную пьесу, и ни одна из ваших пьес не доставила мне такого удовольствия, как эта.
Лишь только король отпустил Мольера, как его окружили все придворные и стали осыпать пьесу похвалами.<...>
Комедию повторяли в Шамборе, затем в Сен-Жермене, а в конце ноября Мольер стал играть ее в Пале-Рояле, где она пользовалась большим успехом и принесла более двадцати четырех тысяч ливров в сезоне 1670 года, выйдя в нем на первое место по сборам.
Роман «Жизнь господина де Мольера»
В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» довольно подробно описана история создания комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». В 1932 году Михаил Булгаков сочинил пьесу «Полоумный Журден» («Мольериана в трех действиях»). В комедию Мольера он ввел героев и сцены из других мольеровских комедий («Дон Жуан», «Брак поневоле» и «Скупой») и смягчил сатирическую составляющую.
«Мещанин во дворянстве», также «Мещанин-дворянин» (франц. «Le Bourgeois gentilhomme») — комедия-балет в пяти актах Мольера и Жана-Батиста Люлли, написанная в 1670 году. Оригинальное название пьесы представляет собой оксюморон, понятный публике, жившей при Старом режиме. Слово gentilhomme обозначало родовитого дворянина, имевшего не менее четырёх поколений дворянских предков. Буржуа, получивший дворянство, относился к категории нобилей (nobles), и ни при каких условиях не мог обозначаться, как gentilhomme.
Комедия была написана по поручению короля Людовика XIV, желавшего увидеть «смешной турецкий балет». В ноябре 1669 года Париж посетила делегация послов султана Османской империи (Оттоманской Порты) Мехмеда IV. Желая произвести впечатление на послов, Людовик XIV принял их во всем своем величии. Но блеск алмазов, золота и серебра, роскошь дорогих тканей оставили турецкую делегацию равнодушной. Тогда Людовик XIV и заказал Мольеру и Люлли балет, в котором была бы высмеяна турецкая делегация. Король назначил Мольеру консультанта, шевалье д'Арвье, недавно вернувшегося из Турции и знакомого с их языком, обычаями и традициями. Вокруг «Турецкой церемонии» в течение 10 дней репетиций было создано импровизированное представление, показанное королю и королевскому двору 14 октября 1670 года в замке Шамбор в декорациях Карло Вигарани от спектакля «Господин де Пурсоньяк» и с танцами Пьера Бошана. Через месяц спектакль был перенесен на постоянную сцену Мольера, в театр Пале-Рояль, первый спектакль в Париже состоялся 28 ноября 1670 года. В России комедия впервые поставлена в Санкт-Петербурге 25 января 1756 года.
Сюжет
Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина, влюбленного в аристократку маркизу Доримену. Стремясь завоевать ее расположение, он пытается подражать дворянам во всем. Госпожа Журден и ее служанка Николь его высмеивают. Клеонт сватается к дочери Журдена Люсиль, однако Журден отказал ему. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана, который на самом деле переодетый турком Клеонт.
Действующие лица и первые исполнители
- Господин Журден (Жан Батист Поклен Мольер)
- Госпожа Журден (Андре Юбер)
- Люсиль Журден, их дочь (Арманда Бежар)
- Клеонт, влюбленный в Люсиль (Мишель Барон)
- Доримена, маркиза (Катрин Леклерк дю Розе)
- Дорант, граф, влюбленный в Доримену (Франсуа Лёнуар)
- Николь, служанка Журдена (Жанна Оливье Бургиньон)
- Ковьель, слуга Клеонта (Филибер Гассо
- Учитель музыки (Андре Юбер)
- Ученик учителя музыки
- Учитель танцев
- Учитель фехтования (Эдм Вилькен)
- Учитель философии (Филибер Гассо)
- Портной
- Ученик портного (Жан Питель)
- Двое слуг
- Певица
- Два певца
- Ученики портного, танцующие
- Муфтий
- Турки, свита муфтия, танцующие
- Дервиши, поющие
- Танцовщики
Жан Батист Мольер