Он погрузился в изучение испанских легенд. Ссорясь с женой, ворча и кашляя, он сидел у себя в кабинете над фолиантами и марал бумагу. Образ прелестного соблазнителя, Дон-Жуана Тенорио, соткался перед ним во время ночных бдений и поманил его. Он перечитал пьесу монаха Габриэля Тельеса, известного под псевдонимом Тирсо ди Молина, затем пьесы итальянцев о том же Дон-Жуане. Тема бродила по разным странам и привлекала всех, в том числе и французов, и совсем недавно и в Лионе, и в Париже французы играли пьесы о Дон-Жуане, или Каменном госте, который в руках первого переводчика испанской пьесы, принявшего слово «гость» за слово «пир», превратился в «Каменный пир».
Мольер увлекся и стал писать своего собственного Дон-Жуана и сочинил очень хорошую пьесу со странным фантастическим концом: его Дон-Жуан был поглощен адским пламенем.
Премьера была сыграна 15 февраля 1665 года. Дон-Жуана играл Лагранж, его слугу Сганареля — Мольер, Юбер — Пьеро, дона Луи — хромой Бежар, Диманша — Дю Круази, ла Раме — господин Дебри, двух крестьянок, обольщаемых Дон-Жуаном, Шарлотту и Матюрину, играли госпожа Дебри и Арманда, которая вновь была беременна на четвертом месяце.
«Дон-Жуан, или Каменный пир» уже на премьере дал тысячу восемьсот ливров сбора. Затем сбор пошел вверх и дошел до двух тысяч четырехсот ливров.
Парижане были потрясены «Дон-Жуаном». <...> Герой Мольера Дон-Жуан явился полным и законченным атеистом, причем этот атеист был остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, несмотря на свои порочные качества, человеком. Доводы Дон-Жуана были всегда разительны, как удары шпагой, и этому блистательному вольнодумцу, в виде оппонента, Мольер представил лакея его, Сганареля, трусливую и низменную личность.
Роман «Жизнь господина де Мольера»
* * *
Муаррон (теряясь). Отец, вам померещилось, мы репетировали Психею... своего текста не знаете... Что же это вы разбиваете мою жизнь?
Мольер. Уходи, или я действительно ткну тебя шпагой.
Муаррон. Так. (Пауза.) В высокой мере интересно знать, кто же это будет играть Дон Жуана? Уж не Лагранж ли? Хо-хо. (Пауза.) Но смотрите, господин де Мольер, не раскайтесь в вашем безумии. (Пауза.) Я, господин Мольер, владею вашей тайной.
Пьеса «Кабала святош»
В романе «Жизнь господина де Мольера» и пьесе «Кабала святош» упоминается комедия Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (франц. «Dom Juan ou le Festin de pierre»), написанная в 1665 году. Впервые представлена 15 февраля 1665 года в театре Пале-Рояль. Мольер начал писать комедию о Дон Жуане после запрета в 1664 года пьесы «Тартюф». В своей новой работе Мольер вновь бросает вызов обществу и духовенству. Он берет популярный во Франции сюжет о севильском распутнике Дон Жуане и создает на его основе дерзкую, по своему времени, комедию нравов.
Премьера комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» состоялась 15 февраля 1665 года в парижском театре Пале-Рояль, однако после пятнадцати представлений Мольер снял пьесу с репертуара, опасаясь нового скандала. При жизни Мольера комедия больше не исполнялась на сцене и не публиковалась (первая публикация с цензурными изъятиями датируется 1682 годом). Уже после прекращения спектаклей в Париже был издан пасквиль г-на де Рошмона «Соображения относительно одной комедии Мольера под заглавием "Каменный пир"», где автор обвинял Мольера в безбожии и идентифицировал его с заглавным персонажем комедии.
В 1677 года по инициативе вдовы Мольера, актрисы Арманды Бежар, комедия была сыграна в стихотворном переложении Тома Корнеля. Эта редакция бытовала на сцене до 1847 года, когда оригинальный мольеровский текст был возвращен на подмостки в парижском театре «Комеди Франсез». В России комедию впервые поставил Александринский театр в Санкт-Петербурге 5 мая 1816 года. Первый перевод комедии под названием «Дон Жуан, или Каменный гость» был выполнен И. Вальберхом в 1816 году.
Сюжет
Покинув молодую жену, донью Эльвиру, Дон Жуан устремился в погоню за очередной пленившей его красавицей. Его ничуть не смущало, что в том городе, куда он прибыл по ее следам и где намеревался похитить ее, за полгода до того им был убит командор. Его слуга Сганарель считает своего хозяина величайшим нечестивцем, собакой, дьяволом, еретиком, не верящим ни в загробную жизнь, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, ведущим самое что ни на есть скотское существование...
В погоне за красавицей Дон Жуан попадает в кораблекрушение, его спасает крестьянин. Вместо благодарности Дон Жуан начинает соблазнять невесту своего спасителя. Узнав, что за ним гонятся всадники, он спасается бегством, переодевшись в одежду крестьянина. Вместе со слугой, переодетым доктором, они идут через лес. Дон Жуан предлагает встречному нищему богохульствовать за золотую монету и кусок хлеба. Нищий отказывается, предпочитая голодную смерть. Дон Жуан помогает дворянину, на которого напали разбойники. Спасенным дворянином оказывается брат Эльвиры Дон Карлос. Продолжая путь, Дон Жуан и Сганарель приходят к гробнице командора, убитого Дон Жуаном. Дон Жуан, смеясь, приглашает статую командора на ужин. Статуя кивает.
В дом к Дон Жуану приходит его кредитор, Диманш. Дон Жуан ловко отделывается от него. Дон Луис, отец Дон Жуана, убеждает сына исправиться, но Дон Жуана не трогают слова старика. Брошенная им Эльвира уже не молит вернуться к ней, но хотя бы раскаяться и обратиться к Богу. Дон Жуан предлагает остаться с ним на ночь. Появляется статуя командора и приглашает Дон Жуана к себе на ответный ужин.
Дон Карлос требует ответа за оскорбление, нанесенное Эльвире. Дон Жуан лицемерно оправдывает все повелением Неба. Дон Жуану является призрак в виде женщины под покрывалом и в виде Времени с косой в руке. Призрак предупреждает, что если Дон Жуан не раскается, его ждет гибель. Дон Жуан со шпагой бросается на призрака. Появляется статуя командора. Молния, сопровождаемая сильным ударом грома, поражает Дон Жуана. Земля разверзается и поглощает его; из места провала вырывается большое пламя. Оставшийся один Сганарель признается, что ему несчастному, после стольких лет службы ничего не перепало, кроме одного утешения: собственными глазами увидеть, какая кара постигла моего господина за безбожие!..
Действующие лица
- Дон Жуан, сын дон Луиса
- Эльвира, жена Дон Жуана
- Дон Карлос и Дон Алонзо, братья Эльвиры
- Дон Луис, отец Дон Жуана
- Франциск, нищий
- Шарлота и Матюрина, крестьянки
- Пьеро, крестьянин
- Статуя командора
- Гусман, конюший Эльвиры
- Сганарель, Лавиолет и Раготэн, слуги Дон Жуана
- Диманш, купец
- Ларамэ, бродяга
- Призрак
Жан Батист Мольер