...каким образом в течение пятнадцати дней Мольер сумел по заказу Фуке написать, разучить и поставить целую пьесу в стихах под названием «Несносные»? Недруги Мольера утверждали, что никакого фокуса в этом не было, так как у Мольера будто бы были наброски этой пьесы. Но все-таки, даже имея наброски, в пятнадцать дней написать и поставить — чрезвычайно трудно. Тем не менее это так, 17 августа пьеса была сыграна в Во. По-видимому, в это время Мольер вполне присмотрелся к королю Франции и определил его вкус. Король очень любил комедию, но еще более любил балет. «Несносные» и представляли собою поэтому балет-комедию. Собственно говоря, «Несносные» не были пьесой в полном смысле слова, а представляли собой ряд выведенных один за другим, не связанных между собою и сатирически изображенных типов высшего общества.
Роман «Жизнь господина де Мольера»
В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» упоминается комедия мольера «Докучные» или «Несносные» (франц. «Les Facheux»). Это первая комедия-балет Жана Батиста Мольера в трех актах, написанная в августе 1661 года. Комедия была написана Мольером за две недели по заказу Николя Фуке, суперинтенданта финансов короля Людовика XIV, для великолепных празднеств в честь короля, которые Фуке устроил в своем замке в Во-ле-Виконт. Пролог был сочинен Полем Пелиссоном, секретарем Николя Фуке.
Комедия представляла собой скорее дивертисмент, сатирически изображающий различные типы придворных. Королю понравилось представление, и по его просьбе Мольер даже добавил еще одного персонажа, страстного охотника на оленей Доранта. Сам Мольер играл в комедии сразу несколько небольших ролей.
Впервые представлена 17 августа 1661 года в Во-ле-Виконт, с музыкой Люлли и Пьера Бошана, в декорациях Джакомо Торелли и Шарля Лебрена. Для самого Фуке празднества обернулись последующим обвинением в финансовых злоупотреблениях, арестом и пожизненным заключением. В Париже комедия впервые была сыграна в театре Пале-Рояль 4 ноября 1661 года. Первый полный перевод в стихах на русский язык был сделан С. Ильиным и опубликован в 1910 году. В 1672 году М.А. Шарпантье сочинил к комедии новую музыку.
Действующие лица и первые исполнители
- Наяда (Мадлена Бежар)
- Несколько дриад, фавнов и сатиров
- Дамис, опекун Орфизы (Франсуа Бедо, прозванный Горжибюс)
- Орфиза (г-жа Дебри)
- Эраст, молодой человек, влюбленный в Орфизу (Шарль Варле, прозванный Лагранжем)
- докучные:
- Альсидор (Мольер)
- Лизандр (Мольер)
- Алькандр (Мольер)
- Альсипп (Мольер)
- Орант (Мольер)
- Климена (г-жа Дюпарк)
- Дорант (Мольер)
- Каритидес (Мольер)
- Ормен (Мольер)
- Филинт (Мольер)
- Ла Монтань, слуга Эраста (Рене Бертело-Дюпарк, прозванный Гро-Рене)
- Л’Эпин, слуга Дамиса
- Ла Ривьер и двое других слуг Эраста
Жан Батист Мольер