Итак, стремясь к необыкновенным вещам, король приказал в начале 1670 года устроить пышные праздники в Сен-Жермен-ан-Ле и назвать их «Королевский дивертисмент». Вследствие этого королевская труппа во главе с Мольером 30 января прибыла в Сен-Жермен, чтобы играть там пятиактную комедию-балет, называющуюся «Блистательные возлюбленные». Желая угодить королю наилучшим образом, в пьесе своей, сюжет которой был предложен самим королем, де Мольер превзошел самого себя. В пышной комедии и интермедиях действовали не только принцессы, военачальники, жрецы, но также нимфы, тритоны, вольтижеры на деревянных лошадях и даже какие-то танцующие статуи.
Сам Мольер играл в «Возлюбленных» придворного шута Клитидаса, а в балетных номерах участвовали многие придворные кавалеры. Сидя на скалах, они изображали морских богов и тритонов, и очень большие способности при этом обнаружили граф д'Арманьяк, маркиз де Вильруа, Женганы — старший и младший — и многие другие. Под грохот труб и стук жемчужных раковин поднялся из морской пучины бог Нептун, и все узнали в нем короля. Затем по ходу дивертисмента, король переоделся, и в последней интермедии, в освещении бенгальским огнем, явился как бог солнца Аполлон. Бог Аполлон танцевал под восторженный шепот придворных.
«Жизнь господина де Мольера»
В романе «Жизнь господина де Мольера» Булгакова упоминается комедия «Блистательные любовники», также «Великолепные любовники» (франц. «Les Amants magnifiques»). Это смешанная с музыкой и балетом комедия Мольера в пяти актах, написанная в 1670 году. Впервые представлена 7 и 14 февраля 1670 года в замке в Сен-Жермен-ан-Ле в рамках «Королевского дивертисмента» по случаю карнавала. Комедия была повторно сыграна в Париже 15 октября 1688 года. Это одна из наименее известных и наименее играемых пьес Мольера, и, вместе с тем, это одно из наиболее значимых произведений в истории французского барочного театра. Она написана в стиле прециозной литературы, в ней присутствуют мотивы из пьес «Дон Санчо Арагонский» Корнеля (1650), «Верный пастух» Гуарини (1602), пасторального романа «Астрея» Оноре д’Юрфе, а также из «Принцессы Элидской», более ранней пьесы самого Мольера.
Мольер включил в комедию (скорее всего, не без ведома соавтора представления, короля Людовика XIV), несколько занимательных эпизодов, ярко характеризующих «барочную» природу дивертисмента. Так, например, уже в первой сцене, после яркого балета с участием короля, подвергается критике сам характер подобных празднеств:
— <...> великолепное празднество <...> Что за музыка! что за танцы!…
— Я, и не видя, достаточно ясно представляю себе это великолепие <...> обычная в подобных случаях толчея…
После второго акта, во время третьей интермедии, создается троичная система «театра в театре»: Людовик XIV устраивает празднества и приглашает придворных на спектакль, где влюбленные принцы приглашают возлюбленную смотреть еще один спектакль, в котором отражается интрига первого спектакля, отражающего, соответственно, замысел самого короля. Моральный итог представлению подвел Жорж Кутон, известный французский специалист по театру эпохи Мольера: «Этот спектакль дал урок разума двору и цивилизации, которые в этом так нуждались».
Однако комедия не лишена и реалистических черт — среди действующих лиц пьесы на сцену выведен шарлатан-астролог Анаксарк, прототипом которого послужил Жан-Батист Морен (1583—1656), знаменитый в Париже математик и астролог. Мольер так опишет его в своей комедии:
...я не могу не отметить одной удивительной черты в астрологе: пристойно ли человеку, постигшему все тайны богов и способному по своим знаниям вознестись над всеми смертными, заботиться об устроении своей судьбы и постоянно что-нибудь выпрашивать?..
Идеи представления и сюжета принадлежали королю Людовику XIV, о чем пишет сам Мольер в предисловии к пьесе:
Король, не допускающий в своих затеях ничего заурядного, вздумал устроить при дворе такой дивертисмент, в состав которого входило бы все, что может дать театр; и вот для того, чтобы связать в одно целое столько разнообразных вещей, он выбрал сюжетом похождения двух принцев-союзников, которые, ведя сельский образ жизни в Темпейской долине, где готовится празднество пифийских игр, наперерыв осыпают некую юную принцессу и ее мать всеми любезностями, какие они только в состоянии придумать.
Действующие лица и первые исполнители
- Аристиона, принцесса, мать Эрифилы (Мадлен Бежар)
- Эрифила, дочь принцессы (госпожа Мольер)
- Клеониса, наперсница Эрифилы (госпожа Дебри (?))
- Хореб, из свиты принцессы
- Ификрат и Тимокл, блистательные любовники (Франсуа Ленуар Латоррильер и Андре Юбер)
- Сострат, командующий армией, влюблённый в Эрифилу (Шарль Варле, прозванный Лагранжем)
- Клитидас, придворный шут, из свиты Эрифилы (Жан-Батист Поклен, прозванный Мольером)
- Анаксарк, астролог (Филибер Гассо, прозванный Дю-Круази (?))
- Клеон, сын Анаксарка
- Ложная Венера, сообщница Анаксарка
Жан Батист Мольер
Король Франции Людовик XIV
Замок в Сен-Жермен-ан-Ле в 1682 г.