— Но позвольте вас спросить, — после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, — как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?
— Увы! — с сожалением ответил Берлиоз. — Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.
— Браво! — вскричал иностранец. — Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
— Доказательство Канта, — тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, — также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством.
Роман «Мастер и Маргарита»
* * *
В нравственной философии Канта идея долга выражена с жесткостью, отпугивающей всех граций и способной легко соблазнить слабый ум к поискам морального совершенства на путях мрачного и монашеского аскетизма. <...> Не поучать невежество было его задачей, а исправлять извращенность. Лечение требовало не лести и уговоров, а встряски, и чем резче была противоположность между началом истины и господствующими правилами, тем основательнее мог он надеяться вызвать размышления об этом предмете. Он был Драконом своего времени, потому что оно еще не казалось ему достойным Солона и способным внять ему. <...> Но чем провинились родные дети, что он заботится только о рабах? Разве из-за того, что нечистые склонности часто узурпируют имя добродетели, надо было брать под подозрение бескорыстное чувство в благороднейшем сердце? Из-за того, что моральный сибарит склонен сообщать закону разума растяжимость, делающую этот закон игрушкой его удобств, разве следует придавать закону непреклонность, которая превращает мощное проявление моральной свободы лишь в более почетную форму рабства?
Философский трактат «О грации и достоинстве»
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в разговоре с незнакомцем на Патриарших прудах Берлиоз упоминает немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Фридриха Шиллера: «Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов». Почти такое же утверждение можно прочитать в статье «Бог» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907): «Шиллер говорит, что Кант проповедует нравственность, пригодную только для рабов».
Философский трактат «О грации и достоинстве» немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Фридриха Шиллера (1759—1805) был опубликован в середине июня 1793 года. В своей работе Шиллер впервые подробно остановился на философии Иммануила Канта. Помимо этики, он в первую очередь подверг критике эстетику. Что касается двойственной природы человека как существа чувства и разума, Шиллер хотел объяснить человеческую красоту с точки зрения изящества и достоинства.
Иоганн Фридрих Шиллер