Пьеса «Царь Иудейский» великого князя Константина Константиновича Романова была поставлена в Киеве в октябре 1918 года, спектакль пользовался большим успехом. Возможно, постановка повлияла на «евангельскую» линию булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Великий князь Константин Константинович Романов (1858—1915) писал под псевдонимом К.Р. Написанная им в 1912 году библейская драма «Царь Иудейский» — изложение в поэтической форме событий последних дней жизни Иисуса Христа, его казни и Воскресения. Сам поэт предназначал ее для народных театров. По сюжету образ Христа в драме отсутствует, а действие пьесы построено на рассказах его учеников.
Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. <...>
— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница.
Роман «Мастер и Маргарита»
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается судьба Понтия Пилата, обреченного около двух тысяч лет спать на ровной площадке высоко в горах, «но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница». В авторских примечаниях к драме «Царь Иудейский» говорится о горе Пилата в Альпах.
В Швейцарии распространено много сказаний о Пилате, и некоторые из них напоминают легенду о Вечном Жиде. Как тот, неспособный умереть, беспокойно блуждает по миру и в особенности на Страстной неделе появляется здесь и там под видом утомленного жизнью старца, так и тело Пилата ежегодно в Страстную пятницу вытаскивается на скалу дьяволом; он обмывает труп, но не может очистить его от запятнавшего его стыда, и так будет до Страшного суда.
Драма «Царь Иудейский»
Действующие лица
- Понтий Пилат, прокуратор Иудеи
- Прокула, его жена
- Иосиф Аримафейский, член синедриона
- Никодим, член синедриона
- Иоанна, жена Иродова домоправителя
- Префект когорты
- 1‑й трибун легиона
- 2‑й трибун легиона
- Центурион
- Саддукей
- 1‑й фарисей
- 2‑й фарисей
- 3‑й фарисей
- 4‑й фарисей
- Симон Киринеянин, садовник Иосифа, сын Симона
- Александр, невольник Прокулы, сын Симона
- Руф, поселянин
- Лия, иудеянка, невольница Прокулы
- Вартимей, поселянин из окрестностей Иерихона
- 1‑я мироносица
- 2‑я мироносица
- 3‑я мироносица
- 1‑й из народа
- 2‑й из народа
- 3‑й из народа
- 4‑й из народа
- 5‑й из народа
- 1‑я женщина
- 2‑я женщина
- 1‑я девушка — продавщица цветов
- 2‑я девушка — продавщица цветов
- Слуга Иосифа
- Голос глашатая
- Голос левита
- Сирийские рабы, пляшущие, без речей
- Сирийские рабыни
- Воины, невольники, народ
Действие в Иерусалиме; оно обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня воскресения Христова Между первым и вторым действиями проходит четверо суток; между третьим и четвертым с небольшим сутки.
Константин Константинович Романов