Фамилия Булгаков имеет тюркские корни (тюркское «булгак» происходит от глагола «булга», что значит «махать, мутить, взбалтывать»), среди средневековых «Булгаков» было несколько воевод в XVI и XVII веках, но никаких документов, подтверждающих связь орловских Булгаковых с их знатными предками, не сохранилось.
* * *
Также нет никаких документальных подтверждений того, что «колокольные дворяне» Булгаковы были в отдаленном родстве с философом Сергеем Николаевичем Булгаковым, — версия эта была высказана в парижской газете «Русская мысль» в 1969 году и с тех пор не раз повторялась.
* * *
В 1906 году семья Булгаковых жила в доме № 10 по улице Кудрявской в Киеве. В этом же доме в квартире № 5 в октябре 1903 года проживали мать В.И. Ленина Мария Александровна Ульянова и его сестры Мария Ильинична и Анна Ильинична Ульяновы. Долгое время этот дом украшала мемориальная доска в честь Ульяновых, но сейчас ее демонтировали.
* * *
Свое первое литературное произведение — рассказ «Похождения Светлана» — Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи.
* * *
Среди событий предреволюционных лет, оказавших, по всей вероятности, большое влияние на молодого Булгакова, было самоубийство его близкого друга Бориса Богданова, сидевшего с ним на одной парте несколько лет. Вот как пишет об этом событии мать Наде в Москву в письме от 2 марта 1915 г.: «Милая Надя! Собиралась тебе писать, но была прямо не в силах. Теперь я сама удивляюсь своей выносливости. Чем дальше, тем события вокруг меня делаются все сложнее и головокружительнее и, не переставая, бьют меня по нервам… О смерти Бори Богданова ты знаешь уже от Вари. <…> Он экстренно вызвал к себе Мишу и тут же при нем застрелился. Промучился ночь и на другой день умер. <…> Миша вынес немалую пытку…»
* * *
У Михаила Булгакова было три жены, но своих детей не было. У Елены Сергеевны, ставшей третьей женой Булгакова, на момент знакомства бывшей замужем за известным военачальником Евгением Шиловским, было два сына. После развода родителей старший сын Евгений остался с отцом, а младший Сережа переехал с матерью в квартиру Михаила Булгакова. У Михаила Афанасьевича с пасынком были очень хорошие отношения.
* * *
Булгаков коллекционировал билеты на концерты и спектакли, на которых ему довелось побывать.
* * *
Булгаков с юных лет совершенно не умел распоряжаться деньгами, и был импульсивным человеком — если ему вздумалось потратить последние деньги на поездку на такси, он так и делал. Украшения первой супруги Татьяны регулярно оказывались в ломбарде.
* * *
После свадьбы Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа ее родители дали в приданое невесте ящик столового серебра. Михаил и Татьяна забрали его только весной 1917 года. Немного позднее это серебро им пригодилось, в 1918 году в Киеве на деньги от продажи этого серебра Булгаков оборудует врачебный кабинет для приема больных.
* * *
В 1917 году Михаил Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Считается, что он вылечился от пагубной привычки в 1918 году благодаря второму мужу матери, доктору Ивану Павловичу Воскресенскому.
* * *
В 1920-е годы Михаилу Булгакову приходилось писать фельетоны для газет, обеспечивавшие небольшой, но совершенно необходимый заработок. Некоторые из них он подписывал фамилией, другие — разными псевдонимами, например М. Булл, Тускарора, Г. П. Ухов, Ф. С-ов, Михаил, Эмма Б., Ф. Скитайкин, М. Ол-Райт, М. Неизвестный. Уверенности в том, что все псевдонимы Булгакова известны, нет.
* * *
В середине 1920-х годов Булгаков стал носить монокль, чем изрядно шокировал своих коллег-журналистов газеты «Гудок». В то время монокль считался главным атрибутом буржуев и прочих врагов революции и советского строя.
* * *
В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «...начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть — и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина...» Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.
* * *
Советская пресса последовательно и жестко критиковала как творчество Булгакова, так и его самого. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных за десять лет рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.
* * *
У Михаила Булгакова было шутливое прозвище Мака, которым его называли вторая жена Любовь Белозерская и близкие друзья из так называемого «пречистенского» круга. Белозерская так рассказывает о происхождении этого уменьшительного имени: «Я уже говорила, что мы любили прозвища. Как-то Михаил Афанасьевич вспомнил детское стихотворение, в котором говорилось, что у хитрой, злой орангутанихи было три сына: Мика, Мака и Микуха. И добавил: Мака — это я. Удивительнее всего, что это прозвище — с его же легкой руки — очень быстро привилось. Уже никто из друзей не называл его иначе, а самый близкий его друг Коля Лямин говорил ласково "Макин". Сам Михаил Афанасьевич часто подписывался Мак или Мака».
* * *
Однажды Булгакову указали на человека, писавшего против него яростные, но искренние фельетоны. «Булгаков подошел к нему и сказал: "Вы Блюм? Позвольте пожать вам руку: вы пишете убежденно"».
* * *
Положение Булгакова в 1930 году обострилось настолько, что его книги не печатались, а пьесы одну за другой изымали из репертуара театров. Так доведенный до крайности, он написал обращение в правительство СССР с просьбой либо разрешить ему уехать за границу, либо дать возможность работать в театре. Вскоре Булгакову позвонил Сталин и посоветовал драматургу устроиться во МХАТ, тот так и поступил.
* * *
11 июля 1932 года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии «Жизнь замечательных людей» с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии». При жизни М.А. Булгакова роман опубликован не был. Впервые опубликован издательством «Молодая гвардия» в 1962 году в серии «ЖЗЛ».
* * *
В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.
* * *
В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована. В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны.
* * *
В дневнике Елены Сергеевны записана история о том, как Булгаков в августе 1937-го случайно встретился с поэтом Чуркиным и тот, услышав фамилию, спросил Булгакова, не родственник ли он писателя, которого в свое время очень ругали в прессе. А услышав, что перед ним «сам» Булгаков, поразился, что тот жив: «Вы даже не были в попутчиках! Вы были еще хуже!..» На что Булгаков с тонкой иронией заметил: «Ну что может быть хуже попутчиков».
* * *
Булгаков умер от болезни почек в 48-летнем возрасте. На его могиле установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Николая Гоголя. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала историю его установки: «Я долго не оформляла могилы, просто сажала цветы на всем пространстве, а кругом могилы посажены мной четыре грушевых дерева, которые выросли за это время в чудесные высокие деревья, образующие зеленый свод над могилой. Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это — Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. 1891—1940 (четыре строчки золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя...»