Вернуться к Круг общения

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858—1943) — русский и советский театральный режиссер, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943), кавалер ордена Ленина (1937). Вместе с Константином Станиславским является основателем Московского Художественного театра, в течение многих лет он был его художественным руководителем. В 1930 году после письма Сталину и его ответного звонка Булгаков стал помощником режиссера в МХАТе, художественными руководителями которого были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В этом театре еще в 1926 году была поставлена пьеса Булгакова «Дни Турбиных» (режиссер И.Я. Судаков, художественный руководитель К.С. Станиславский). В то время Вл.И. Немирович-Данченко вместе со своей студией находился в заграничной поездке. В начале 1930-х годов Булгаков написал для МХАТа пьесу «Кабала святош» («Мольер»). В театре работа над этой постановкой заняла несколько лет, ее премьера постоянно отодвигалась, пропуская вперед более важные в идеологическом отношении пьесы. Художественным руководителем постановки сначала был Станиславский. Премьера спектакля, опеку над которым взял на себя Немирович-Данченко, состоялась 15 февраля 1936 года, но спектакль прошел всего семь раз. Он был снят с репертуара приказом дирекции МХАТ. Гибель постановки привела к уходу Булгакова из театра.

Вскоре после разрыва с МХАТом Булгаков начал писать роман под названием «Записки покойника» (впервые напечатанный в 1965 году под названием «Театральный роман»). В нем писатель запечатлел быт и привычки Художественного театра. Под именем одного из двух отцов-основателей Независимого театра Аристарха Платоновича он изобразил В.И. Немировича-Данченко. «Портрет представительного мужчины в сюртуке и с бакенбардами по моде семидесятых годов» — вот и весь Аристарх Платонович в представлении Максудова, представившего театру свою пьесу «Черный снег». Дело в том, что тот уже давно находился в Индии, но его влияние на коллектив не ослабевало. Он руководил театром через свою верную секретаршу Поликсену Торопецкую. Действительно в годы работы над «Турбиными» находился в длительной заграничной командировке — сопровождал Музыкальную студию МХТ в гастролях по Европе и США, а потом еще полтора года трудился по контракту в Голливуде. Отношения двух руководителей МХАТа и вправду были к тому моменту уже очень сложными, а в «Театральном романе» приобрели совсем гротескный вид: «Они поссорились в 1885 году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону».

В самом Художественном театре Булгаков дал зарок не появляться. Этот зарок он держал с упорством до осени 1938 года. В этом году с театром был подписан договор на создание пьесы о Сталине. К концу июля 1939-го пьеса была готова, ее премьера планировалась к концу года, к 60-летию Сталина.

9 августа 1939 года Михаил Булгаков пришел в квартиру Немировича-Данченко для обсуждения пьесы «Батум» о молодом Сталине. Разговор в квартире Немировича-Данченко оставил у Булгакова смешанные чувства; Елена Сергеевна записала в дневнике: «У меня осталось впечатление, что ничего они не поняли в пьесе, что ставить, конечно, может по-настоящему только М.А., но что — самое главное — они вообще не режиссеры». 14 августа 1939 года по поручению Немировича-Данченко группа артистов МХАТа во главе с Булгаковым отправилась в Батуми и Тбилиси для сбора материала. Однако спустя несколько часов в Серпухове группа получила телеграмму-молнию: «Надобность поездки отпала, возвращайтесь Москву». Впоследствии выяснилось, что от главного героя пьесы пришел отрицательный отзыв.

Биография

Владимир Немирович-Данченко родился 11 (23) декабря 1858 года в грузинском городе Озургети. Отец — Иван Васильевич Немирович-Данченко, дворянин Черниговской губернии из рода Немировичей-Данченко, подполковник Русской императорской армии, служивший на Кавказе. Мать — Александра Каспаровна, урожденная Ягубян (1829—1914), армянка. Чтобы дать сыновьям достойное образование, семья перебралась в центр, в Тифлис (Тбилиси). Владимира определили в Тифлисскую гимназию. Он получал хорошие оценки и находил время для своего любимого увлечения — театра. Рядом с их домом работал летний театр, где мальчик и посмотрел первые спектакли. Уже в четвертом классе он сочинил две пьесы, позднее занимался в любительских кружках. Помимо этого, он помогал родителям: с 13 лет зарабатывал репетиторством.

В 1876 году Владимир Немирович-Данченко окончил гимназию с серебряной медалью. Из Тбилиси он отправился в Москву — поступать в университет. Сначала учился на физико-математическом факультете, потом перешел на юридический. Но тяга к искусству не угасала: он по-прежнему играл в любительском театре. Однако вскоре актерскую игру сменило литературное творчество. Уже в следующем году небольшие беллетристические произведения Немировича-Данченко печатали в газетах «Русский курьер» и «Новости дня». Позднее он писал рецензии на театральные постановки, их публиковали в сатирических еженедельниках «Будильник», «Стрекоза», «Артист». В своих обзорах Немирович-Данченко резко выступал против репертуара, принятого в Императорских театрах, критиковал игру актеров.

В 1879 году Немирович-Данченко бросил университет, чтобы полностью посвятить себя искусству. В Малом театре видел премьеру «Бесприданницы», встречался и с самим автором — Александром Островским, а также общался с другими классиками — Иваном Тургеневым и Львом Толстым. В 23 года Немирович-Данченко написал первую пьесу — «Шиповник». В 1882 году ее поставили на сцене Малого театра. Позднее появилось произведение «На литературных хлебах», затем повести и романы, которые ставили в столичных и региональных театрах. Среди них «Мгла», «Старый дом», «Губернаторская ревизия», пьесы «Последняя воля», «Золото», «В мечтах», «Цена жизни» и «Новое дело». За последние две пьесы автору присудили Грибоедовскую премию.

К началу 1890-х годов Немировича-Данченко знали как известного драматурга, критика и преподавателя: с 1891 года он работал на драматическом отделении Московского филармонического училища (сегодня ГИТИС). У него учились Иван Москвин, Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд. Изучив театр изнутри, он понял, что этому искусству нужны перемены. Только печатного слова уже было недостаточно, он хотел участвовать в кардинальных реформах. Владимир Немирович-Данченко считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека, кафедрой народного воспитания». С ним был солидарен Константин Станиславский. Режиссеры встретились летом 1897 года. 18 часов в ресторане «Славянский базар» они обсуждали российский театр. Позже Немирович-Данченко писал: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую». С этого времени фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произносить вместе.

Будущие реформаторы начали работать в Художественном театре (позднее МХТ). Владимир Немирович-Данченко полностью посвятил себя театральной практике. В МХТ он больше работал организатором: заботился о финансировании и планировании, афишах, форме капельдинеров, выпуске абонементов и других вопросах. В 1896 году Немирович-Данченко прочитал «Чайку» Антона Чехова. После этого он сказал: «Чехов — это талантливый я» — и тут же отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни» в пользу чеховской. Именно «Чайку» поставили в первом сезоне МХТ, несмотря на то, что она провалилась в Александринском театре.

В 1898 году мхатовская «Чайка» сорвала овации. Роль Ирины Аркадиной исполнила бывшая студентка режиссера — Ольга Книппер. В последующие сезоны в МХТ выходили спектакли по всем чеховским пьесам: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов». Последнюю в 1904 году Немирович-Данченко поставил самостоятельно. Также в МХТ шли спектакли по произведениям Максима Горького, Леонида Андреева, Александра Блока, Льва Толстого. Лучшей постановкой маэстро считали спектакль «Юлий Цезарь» по пьесе Уильяма Шекспира. Для вдохновения он даже ездил в Италию. Роль Цезаря исполнил артист Василий Качалов, в постановке участвовали 200 человек массовки. Спектакль оценили и зрители и критики.

После Октябрьской революции вошел в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра». Немирович-Данченко помогал молодым авторам: Всеволоду Иванову, Александру Афиногенову, Александру Корнейчуку, Николаю Погодину, Леониду Леонову. Он считал, что в Художественном театре должны ставить и русскую классику, и новую советскую драматургию. Спустя два года Немирович-Данченко организовал музыкальную студию при театре (сегодня Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). С новыми актерами он поставил произведения французских композиторов: оперетту «Дочь Анго» Шарля Лекока и «мелодраму-буфф» «Перикола» Жака Оффенбаха.

В 1925 году студия поехала выступать в Европу и Америку. На три года раньше на гастролях за рубежом побывала основная труппа МХТ. После этого режиссер еще полтора года работал в Голливуде по контракту. За океаном Немирович-Данченко встречался с американскими звездами, писал сценарии, заключил контракт с кинокомпанией United Artists Entertainment LLC и уже готовился к съемкам. Но в США режиссер не воплотил в жизнь ни одного проекта, как сказал он позже: «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе».

В 1926 году музыкальная студия была преобразована в Музыкальный театр. В этом же году статус театра получила и Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского, созданная в 1918 году. С 1926 года оба театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр. В конце 1928 года из-за плохого состояния здоровья Станиславский почти отошел от организационной работы. Забота о Художественном театре полностью легла на плечи Немировича-Данченко. До конца жизни он возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошел коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. С началом Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября были объединены в Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

С 1940 года Владимир Немирович-Данченко председательствовал в комитете по Сталинским премиям в области литературы и искусств. В 1942 и 1943 году он и сам получил две Сталинские премии: за спектакль «Кремлевские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы. Сам советский вождь часто бывал на спектаклях Художественного театра и покровительствовал ему.

Когда началась Великая Отечественная война, руководитель МХТ переехал в Нальчик, а затем в Тбилиси, но уже следующей осенью вернулся в Москву. В это время он размышлял о создании при театре школы-студии. Немирович-Данченко даже рассматривал конкретных людей, на которых можно было бы возложить ответственность за будущее МХТ: театрального режиссера Василия Сахновского, теоретика театра и педагога Алексея Попова. В 1943 году эта идея фактически стала завещанием новому поколению.

Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года на 85-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко