Василий Павлович Соловьев-Седой (1907—1979) — советский композитор, пианист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1967), лауреат Ленинской премии (1959) и двух Сталинских премий 2-й степени (1943, 1947), кавалер трех орденов Ленина (1957, 1971, 1975).
Михаил Афанасьевич Булгаков больше года работал над либретто для оперы «Дружба» композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. В этой опере речь должна была идти о дружбе колхозников и пограничников.
В дневнике Елены Сергеевны в записи от 6 мая 1937 года упоминается визит композитора: «Сегодня удружил Самосуд! Прислал композитора Соловьева с началом оперы. Очень талантливая музыка, но никакого либретто нету. Какие-то обрывки, начала — из колхозной пограничной жизни. План Самосуда — чтобы М.А. написал ему либретто...»
Переписка между ними, хранящаяся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, начинается письмом Соловьева-Седого Булгакову от 4 ноября 1937 г.:
Дорогой Михаил Афанасьевич!
Спешу нарушить Ваш покой присылкой сценария. Я — как Вы по прочтении убедитесь, кой-чего «приковырял» к нему.
О чем я Вас умоляю?
a) Подпишите договор.
(С Войновым я договорился.
Договор пишется на Вас двоих, причем вся материальная сторона делится поровну, а творческая по договоренности автора музыки с каждым автором либретто в отдельности).
b) Получите аванс!
(Ибо то, что Вы для меня сделали, дает Вам полное право на него, и даже если Вы больше палец о палец не ударите (хотя мне не хочется этому верить), никто ни в чем не будет Вас упрекать).
c) Передайте привет Елене Сергеевне и юному снайперу.
(Ее радушие и гостеприимность оставили во мне самые приятные воспоминания о пребывании в Москве).
d) Поправляйтесь!
(Хотя я надеюсь, что Ваши недуги уже исчезли и Вы даже думаете обо мне).
e) Разъясните!
(Сценарий Як<ову> Леонтьевичу, так как вряд ли одного чтения ему будет достаточно. Он, вероятно, Вас попросит об этом, т(ак) к(ак) я ему писал).
Теперь пару слов о себе.
Сейчас мы с Войновым делаем 3-ю картину. Работа пока в самом зачатии, т(ак) к(ак) по приезде в Ленинград меня затаскали по всяким комиссиям, просмотрам, концертам и т. п. Дошло до того, что я (Вы можете себе представить?) дирижировал в Филармонии оркестром и хором. (Исполнялись мои песни). И несмотря на то, что я первый раз в жизни взял в руки дирижерскую палочку, очевидцы говорят, что я держался храбро и даже... с претензией на порядочного дирижера.
Думаю написать 3-ю картину месяца за полтора, после чего буду иметь удовольствие обеспокоить Вас своим присутствием.
Мих(аил) Аф(анасьевич), если не лень, напишите несколько слов о Вашем здоровье и свое мнение о том, что я так небрежно набросал в данном письме.
Крепко жму руку.
В. Соловьев (Седой).
Письмо свидетельствует о том, что писатель и композитор были хорошо знакомы. В «юном снайпере» угадывается Сережа, сын Елены Сергеевны, пасынок Булгакова, юный Сергей Евгеньевич Шиловский. Булгаков проникся дружескими чувствами к молодому композитору, тогда еще малоизвестному, читал ему фрагменты из своих сочинений, его маленькой дочери ко дню рождения подарил детскую кроватку.
16 ноября 1937 г. Булгаков пишет композитору ответное письмо:
Дорогой Василий Павлович, извините, что до сих пор не прислал Вам ответа на Ваше письмо. Причина все та же — я болен. Откладывал ответ со дня на день, чтобы предварительно ознакомиться с тем материалом, который Вы мне прислали. Ознакомиться с ним я могу только дня через два-три, когда меня отпустят мои головные боли, как я надеюсь.
Договор я в данное время подписать не могу, так как чувствую себя плохо и не решаюсь брать на себя какие-либо обязательства. Пусть Воинов подписывает договор и работает с Вами, а я Вам всемерно помогу, как делал это и раньше.
Следующее письмо Вам пошлю, как только просмотрю присланный Вами материал.
Приветствую Вас! Елена Сергеевна Вам шлет привет.
М. Булгаков.
Работа над оперой «Дружба» шла около двух лет, но так и не была завершена. О своей опере Соловьев-Седой рассказывал: «Засел я за оперу для Большого театра СССР. Условно она называлась "Дружба" <...> Я набросал несколько фрагментов, эскизов, но они не «проросли». <...> Либретто так и не было написано, если не считать двух картин, написанных Воиновым, и одной — Булгаковым».
«Дружба» не только не была завершена в целом, но от нее не сохранились и уже завершенные фрагменты. Оказалось, рукописи все-таки горят, во всяком случае — музыкальные рукописи. «Та вы ще напышете», — с философским спокойствием утешала Василия Павловича после его возвращения в конце войны в родной Ленинград бывшая домработница, которая в блокадную зиму растапливала печь его партитурами и клавирами.
Биография
Василий Павлович Соловьев-Седой (настоящая фамилия Соловьев) родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге в семье выходцев из крестьян. Отец, Павел Павлович Соловьев, служил старшим дворником в доме № 139 Старо-Невского проспекта. Мать, Анна Федоровна, работала горничной у известной певицы А.Д. Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища (у Василия были очень светлые волосы). В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми.
В 1923 году окончил единую трудовую школу. В петербургском кинотеатре «Слон» на пианино начал по слуху подбирать известные мелодии. С 1925 года озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики, пианистом-импровизатором на Ленинградском радио.
С 1929 году по совету А.С. Животова учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (ныне — Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского). В 1931 году композиторское отделение Центрального техникума закрыли и всех студентов-композиторов перевели в Ленинградскую консерваторию. Соловьев-Седой окончил консерваторию в 1936 году по классу композиции у П.Б. Рязанова. В годы учебы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах Ленинграда.
Хотя молодой композитор писал в разных жанрах, во второй половине 1930-х годов определилось основное — лирико-песенное — направление его творческой деятельности (всего он написал свыше 400 песен). В 1936 году на ленинградском конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» (слова А.И. Гитовича) и «Песня о Ленинграде» (слова Е.И. Рывиной). В 1938 году начал писать музыку для кино. В 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве состоялась премьера его балета «Тарас Бульба».
В годы войны жил в Чкалове (ныне — Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В период 1941—1945 годов написал около 70 песен, благодаря которым он получил всенародную любовь. Среди них — «Вечер на рейде» (стихи А.Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи А.И. Фатьянова), «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В.И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на стихи М.В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С.Б. Фогельсона). В 1945 году написал песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» — «Потому что мы пилоты» (стихи А.И. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С.Б. Фогельсона); в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».
Послевоенное время (до начала 1960-х) — годы творческого расцвета композитора. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка» (1946, на стихи В.И. Лебедева-Кумача) — одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» (1955, стихи М.А. Дудина) стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи А.И. Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи М.Л. Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» (1956, режиссеры И.В. Венжер и В.Н. Бойков) «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всем мире. К VI Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве (1957) написал песню «Если бы парни всей земли» на стихи Е.А. Долматовского. Созданный в том же году шедевр композитора — «Вечерняя песня» (на стихи А.Д. Чуркина; известна по начальным словам как «Город над вольной Невой...»), стала неофициальным гимном Ленинграда.
Среди других его сочинений: балет «В порт вошла "Россия"» (1964), оперетты «Самое заветное» (1951), «Олимпийские звезды» (1962), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1970), «Жил-был Шельменко» (1978), вокальные циклы «Четыре портрета ребят с целины» (1961), «Северная поэма» (1967), «Светлые песни» (1973), «Мои современники» (1973—1975).
Соловьев-Седой написал музыку к художественным, к мультипликационным, научно-популярным и документальным кинофильмам, музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам. Автор мемуаров и публицистических статей. В начале 1970-х годов был членом жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
В 1948—1974 годах занимал крупные административные должности в Союзе композиторов СССР: в 1948—1964 годах — председатель правления Ленинградского отделения СК СССР, в 1957—1974 годах — секретарь СК СССР, с 1960 года — секретарь CК РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР 3—5-го созывов (1950—1962).
Песни Соловьева-Седого неоднократно обрабатывались для разных инструментальных и вокальных составов. Прижизненные тиражи грампластинок составили 2,5 млн экземпляров. Песни исполняли ведущие артисты советской эстрады: М.Н. Бернес, В.А. Бунчиков, Г.П. Виноградов, В.С. Володин, В.А. Нечаев, Г.К. Отс, Э.С. Пьеха, В.К. Трошин, Л.О. Утесов, Э.А. Хиль, К.И. Шульженко, И.Д. Шмелев и другие.
Скончался Василий Павлович Соловьев-Седой 2 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Василий Павлович Соловьев-Седой
Василий Павлович Соловьев-Седой
Василий Павлович Соловьев-Седой