Биография
Сергей Александрович Ермолинский (1900—1984) — советский киносценарист и драматург, один из друзей Михаила Булгакова. Родился 14 декабря 1900 года в Вильно (в настоящее время Вильнюс, Литва). Отец — Александр Иванович Ермолинский. Мать — Руфина Юрьевна Ермолинская (урожденная Ульянинская). В 1910-х годах семья переехала в Калугу. Учился в гимназии, после революции в «единой трудовой школе второй ступени». Одновременно с учебой в последнем классе возглавлял подотдел искусств Калужского Губнаробраза (губернского комитета народного образования), организовал в Калуге театральную школу. После получения среднего образования по путевке Губнаробраза поступил в Московский институт востоковедения. В Москве изучал японский язык и одновременно учился на отделении литературы на факультете общественных наук Московского государственного университета (МГУ). В 1925 году закончил обучение. В 1925—1927 годах был репортером газет «Комсомольская правда» и «Правда».
С 1925 года писал киносценарии (кинофильмы «Машенька», «Танкер Дербент», «Дело Артамоновых» и др.), работал с режиссером Юлием Райзманом. В 1929 году познакомился с писателем и драматургом Михаилом Булгаковым, который в то время был женат на Любови Белозерской. Знакомство с писателем быстро переросло в дружбу. О своей дружбе с Булгаковыми он подробно рассказывал на допросе 27 декабря 1940 года: «В 1929 году меня с БУЛГАКОВЫМ познакомила его тогдашняя жена БЕЛОЗЕРСКАЯ Любовь Евгеньевна... С БЕЛОЗЕРСКОЙ Любовью Евгеньевной я познакомился на волжском пароходе примерно в 1929 году... Охлаждение наших взаимоотношений с БЕЛОЗЕРСКОЙ объясняется тем, что после ее развода с БУЛГАКОВЫМ я продолжал с ним и его женой встречаться и поддерживать дружеские взаимоотношения...»
В 1929 году он впервые встретился с 25-летней Марией Артемьевной Чмшкян, гостившей у Булгаковых. Марика Чмшкян была внучкой выдающегося армянского театрального актера Геворга Чмшкяна. Ее мать была француженкой. Сначала Марика работала на железной дороге, затем благодаря своей бросающейся в глаза внешности и генетически унаследованному актерскому таланту она привлекла внимание кинодеятелей. Марика сыграла в двух грузинских фильмах — «Осиное гнездо» (1927) Ивана Перестиани и «Элизо» (1928) Николоза Шенгелая. Но к актерской карьере осталась равнодушной.
Вскоре Сергей Александрович и Мария Артемьевна поженились. Через некоторое время Ермолинские сняли комнату в доме № 9 по Мансуровскому переулку. Булгаков часто приходил к ним в гости. После развода с Белозерской и женитьбе на Елене Шиловской, у Булгакова появились новые друзья. Сергей Александрович перешел вместе с Булгаковым в новый круг дружеского общения, Любовь Евгеньевна осталась в прежнем. Может, поэтому Ермолинский и Белозерская друг друга не любили и вспоминали друг о друге без симпатии.
После смерти Михаила Афанасьевича Булгакова 10 марта 1940 года Сергей Ермолинский вошел в комиссию по его литературному наследию. 29 октября того же года Ермолинский был арестован после месяца слежки. Ордер на его арест был подписан прокурором и вторым секретарем правления Союза писателей П.А. Павленко. В квартире Ермолинского провели обыск, продолжавшийся более суток. Содержался в Лубянской тюрьме. Первое обвинение — пропаганда антисоветского контрреволюционного писателя Михаила Булгакова. На первых ночных допросах был обвинен в связях с Японией и представителем итальянской фирмы «Фиат».
В июле 1941 года перевели в камеру офицеров из польской армии под руководством В. Сикорского. Причастность Ермолинского к антисоветской группе не была доказана. В октябре того же года отправили в Бутырскую тюрьму, потом по этапу в Саратовскую тюрьму. Весной 1942 года ознакомили с решением Особого совещания при НКВД (ОСО) — три года ссылки в Кзыл-Ординскую область без права обжалования как социально опасного. Выдали предписание покинуть Саратов в течение 24-х часов. В Кзыл-Орде определение на жительство в городок Чиили.
В ссылке он написал рассказы и повесть «Пещерный человек», опубликованной лишь в 1974 году. В 1943 году встретился с режиссером кинокартины «Машенька» Ю.Я. Райзманом на станции Чиили. Весной этого же года получил вызов в Алма-Ату по ходатайству Н.К. Черкасова и С.М. Эйзенштейна для работы сценаристом при сохранении статуса ссыльного. В конце лета 1944 года в Алма-Ате заболел брюшным тифом. После выздоровления дописал киносценарий «Чокан Валиханов». В конце 1944-го по вызову уехал в Тбилиси, где писал пьесу «Грибоедов».
В 1947 году после тайных посещений Москвы и неудачных попыток восстановить семейную жизнь с первой женой познакомился с Татьяной Александровной Луговской, художницей и писательницей. В 1949 году вернулся в Москву, работал над завершением пьесы «Грибоедов», над воспоминаниями о М.А. Булгакове. Временно жил у вдовы Булгакова Е.С. Булгаковой.
15 декабря 1951 года в драматическом театре им. К.С. Станиславского состоялась премьера пьесы «Грибоедов». В 1956 году Сергей Ермолинский был реабилитирован, тогда же он женился на Т.А. Луговской.
В 1960-х — 1970-х годах занимался литературной и публицистической деятельностью, создал киносценарии «Неуловимые мстители», «Эскадрон гусар летучих» и др. В 1971 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1981 — орденом Дружбы народов. В 1980-х годах писал воспоминания «О времени, о Булгакове и о себе».
Сергей Александрович Ермолинский умер 18 февраля 1984 года, похоронен на Алексеевском кладбище Москвы.