Вернуться к Круг общения

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова

В романе «Записки покойника» Михаил Булгаков изобразил многих актеров и режиссеров МХАТа. В Иване Васильевиче легко узнается один из основателей театра Константин Сергеевич Станиславский. Среди портретов его сподвижников, корифеев театра есть портрет одной «необыкновенной представительной дамы». Это Маргарита Петровна Таврическая, возможно, автор имел в виду замечательную мхатовскую актрису Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, вдову великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Булгаков был знаком с Ольгой Леонардовной, вернувшейся в 1924 году в МХАТ после нескольких лет гастролей по Европе с труппой театра.

Очерк Булгакова «У Антона Павловича Чехова» из цикла «Путешествие по Крыму», в котором он описал свое первое посещение Белой дачи А.П. Чехова в Ялте, был опубликован осенью 1925 года в «Красной газете». Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вырезала эту публикацию и тут же переслала очерк в Ялту сестре писателя Марии Павловне Чеховой. В этом году Булгаков уже сотрудничал с МХАТом, к постановке готовилась его пьесе «Дни Турбиных». Возможно, их знакомство состоялось в это время.

Михаила Булгакова с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой связывали теплые дружеские отношения. Они встречались в Гурзуфе, в доме-даче Чехова, вели переписку. В фонде О.Л. Книппер-Чеховой Архива Музея МХАТ хранится открытка, посланная им в Гурзуф 6 августа 1930 года: «Дорогая Ольга Леонардовна! Благодарю Вас за любезное сообщение адреса. Открытку Вашу я получил в Мисхоре незадолго до моего отъезда. И вот, я в Москве. Приятного в памяти от Крыма — только посещение Гурзуфа. Вспоминаю миндальное дерево и наши беседы. Одно досадно, что оно — "французская картошка"! Как-то не пишется: "Мы сидели в тени французской картошки!" Купайтесь и набирайтесь сил, смотрите на скалы, меня не забывайте. <...> Ваш Михаил Булгаков».

После смерти Булгакова Ольга Книппер-Чехова напишет сестре Чехова Марии: «Похоронили Мишу Булгакова, говорили о его несчастной жизни».

Биография

Ольга Леонардовна Книппер (1868—1959) — русская и советская актриса, служившая в МХАТе. Народная артистка СССР. Жена писателя Антона Павловича Чехова. Родилась 9 (21) сентября 1868 года в Глазове Глазовского уезда Вятской губернии Российской империи (ныне республика Удмуртия России) в семье инженера-технолога Леонарда Августовича (немца по национальности) и его жены Анны Ивановны, урожденной Зальца (профессор по классу вокала). В 1871 году семья переехала в Москву.

После окончания частной женской гимназии, по ее словам, «жила барышней». Отец мечтал, чтобы дочь стала художницей или переводчицей. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие сказки и повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала быть актрисой. После его смерти в 1894 году Ольге пришлось зарабатывать уроками музыки. В 1885 году она познакомилась с братом своей подруги, молодым инженером Владимиром Шуховым. Их роман продолжался более двух лет, однако их брак так и не состоялся.

Пыталась поступить в студию к известному актеру Малого театра Александру Ленскому, но неудачно. В 1895 году была принята в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, однако уже через месяц ее отчислили. В том же году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на трехгодичные драматические классы под руководством Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году по окончании училища сразу же была принята в только что созданную труппу Московского художественного театра.

В первом спектакле Московского Художественного театра по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» Ольга Книппер исполнила роль царицы Ирины. На одной из репетиций в зале присутствовал Антон Чехов. Позже он писал своему издателю Алексею Суворину об актрисе: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов к тому времени уже был серьезно болен и жил в «скучной Ялте», приезжая в Петербург или Москву лишь по срочным делам.

В этом же году в театре начали репетировать «Чайку» Антона Чехова, в которой главная роль Аркадиной досталась Ольге Леонардовне. Первые встречи Ольги Книппер с Антоном Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 года). Ольга Книппер вспоминала об этих встречах: «...с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни». Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, отмечали роль Аркадиной, которую исполнила Книппер.

После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку, продолжавшаяся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более чем о 400 письмах от Книппер к Чехову. Между ними завязался роман. Весной 1900 года МХТ приехал со своими первыми гастролями в Крым, где тогда жил Чехов. Ольга поселилась в его доме. Они провели вместе шесть недель в Ялте, а затем в Москве. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер, но с одним условием: «Никакой пышной свадьбы я не хочу — а то придется стоять с бокалами в руках и постными лицами». 25 мая 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Медовый месяц молодожены провели в Башкирии, где лечился Чехов, в Андреевском туберкулезном санатории в селе Аксеново.

Однако постоянно быть вместе они не могли: из-за болезни Чехову пришлось уехать в Ялту, Книппер осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Недоброжелатели укоряли Книппер, что она не последовала за мужем. Чехов же успокаивал ее: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

В то время в театре Книппер была занята во всех чеховских пьесах: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах». В январе 1904 года состоялась премьера «Вишневого сада», где Книппер исполнила роль Раневской — самую любимую свою роль, которую она играла почти до конца своей сценической жизни. Брак продолжался до смерти Чехова 2 июля того же года. Писатель умер у нее на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда они приехали из Ялты в 1904 году. По завещанию она получила «дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей».

После смерти мужа Ольга Книппер несколько месяцев не появлялась в театре. После возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы — глубже. Помимо спектаклей по пьесам Чехова, Ольга Книппер играла в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Кнута Гамсуна и Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Николая Гоголя. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

В 1919—1922 годах Ольга Книппер была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России. Актеры поехали сначала в Киев, потом — на юг страны, наконец — в Европу. В гастролях-скитаниях артисты провели три года. В большинстве европейских городов спектакли пользовались успехом, однако в Загребе приезд русских актеров не вызвал интереса. Чтобы привлечь внимание публики, в афише решили написать «Книппер-Чехова». Рекламный трюк удался — зал был полон. Так благодаря театральному плакату Ольга получила фамилию Книппер-Чехова.

Через год после возвращения на родину Ольга Книппер-Чехова вновь отправилась на двухлетние гастроли в Европу и Америку. В 1924 году Ольга Книппер-Чехова вернулась в Москву. Она поняла, что начинается новая жизнь. В театр пришли начинающие артистки, Алла Тарасова и Ольга Андровская, и вскоре все основные роли перешли к ним. В этот период Ольга Книппер-Чехова бралась за характерные, возрастные и сатирические роли. В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне», через год — графиню Чарскую. Будучи уже немолодой, Книппер-Чехова сошлась с драматургом Николаем Волковым, который был моложе ее на 30 лет, однако замужем больше не была.

Последнюю роль сыграла 15 марта 1950 года в пьесе «Воскресение» по роману Льва Толстого. Свои поздние годы она прожила в одиночестве, постепенно слепла. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали ее 90-летний юбилей. Ольга Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года на 91-м году жизни в Москве. Похоронена рядом с Антоном Павловичем Чеховым на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова