Вернуться к Круг общения

Наталия Алексеевна Венкстерн

Наталия Алексеевна Венкстерн (1891—1957) — советский драматург. Наталия Венкстерн была хорошо знакома с Михаилом Булгаковым и его женой Любовью Евгеньевной. В середине июня 1931 года Н.А. Венкстерн пригласила Булгаковых на летний отдых в Зубцов на Волге. Любовь Евгеньевна написала ответное письмо, к которому Булгаков сделал следующую приписку: «Телеграмму получил, спасибо Вам за дружеское внимание! Непременно постараюсь Вас навестить, но не знаю, когда и как удастся (все — постановка в Сантеатре). Если соберусь — телеграфирую. Привет! Привет! Ваш дружески — М. Булгаков». Через некоторое время Булгаков вновь получает приглашение от Венкстерн. Ответом на это приглашение явилось письмо Булгакова от 1 июля 1931 года:

Дорогая Наталия Алексеевна!

Большое Вам спасибо за теплое отношение Ваше и дружеское приглашение. Все зависит от моих дел. Если все будет удачно, постараюсь в июле (может быть, в 10-х числах) выдраться в Зубцов. С Еленой Петровной я поговорил и понял так, что флигель они, если я не приеду, не сдают никому. Следовательно, он свободен для меня?

План мой: сидеть во флигеле одному и писать, наслаждаясь высокой литературной беседой с Вами. Вне писания буду вести голый образ жизни: халат, туфли, спать, есть.

Поездка моя с Колей явно не выйдет.

* * *

С удовольствием поеду в Зубцов на несколько дней, если дела не подведут. Ну и Ваши сандрузья! Расскажу по приезде много смешного и специально для Вас предназначенного. Вы пишете, что я гость отменный? Вы принимали меня отменно. Будем увеселять друг друга веселыми рассказами. (Стиль!)

Они хотят 20 рублей в месяц за флигель? Пишите мне часто — хотя бы открытки. Если соберусь, дам Вам телеграмму, и встретьте меня, пожалуйста. Пусть Любаня со своей армией отдыхает. Чем освещаться во флигеле? Буду сидеть, как Диоген в бочке.

Ваш М. Булгаков.

P.S. Жду писем!

Через несколько дней Булгаков отправил в Зубцов телеграмму с просьбой найти для него «изолированное помещение», а 10 июля выехал туда на отдых. На даче Михаил Афанасьевич с Любовью Евгеньевной отдыхали до 22 июля. Здесь он работал над пьесой «Адам и Ева» и поправками к пьесе «Кабала святош».

В 1932—1934 годах Михаил Булгаков помогал Наталии Алексеевне Венкстер при создании ею инсценировки «Пиквикский клуб» по книге Чарльза Диккенса. В этой пьесе позднее он сыграл роль судьи.

По вечерам нередко к нам приезжала писательница Наталия Алексеевна Венкстерн, — вспоминает Л.Е. Белозерская. — Она уже написала пьесу «В 1825 году», шедшую с большим успехом во МХАТе 2-м. В ней особенно хороши были Гиацинтова и Берсенев. Московский Художественный театр заказал писательнице инсценировку «Пиквикского клуба» Диккенса. По Москве тогда пошли слухи, что пьесу написал Булгаков. Это неправда: Москва любит посплетничать. Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М.А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением. Но Наталия Венкстерн была женщина умная и способная: она очень скоро уловила, чего добивался Булгаков.

«Пиквикский клуб» был поставлен в МХАТе в 1934 году В. Станицыным. Декорации в стиле старинной английской раскрашенной гравюры написал П. Вильяме, музыку — Н. Сизов. Некоторые песенки до сих пор еще звучат в моей памяти: «Здравствуй, дом, прощай, дорога», — много раз напевали москвичи...

Л.Е. Белозерская, «О, мед воспоминаний»

Биография

Наталия Алексеевна Венкстерн (в замужестве Перепечко; псевдоним — Энвэ) — советская писательница, драматург. Родилась 9 (21 октября) 1891 года в семье писателя и переводчика Алексея Алексеевича Венкстерна. Двоюродная сестра известной русской и советской актрисы С.В. Гиацинтовой. Еще в детстве она стала писать рассказы и пьесы. В 1914—1928 годах работала в ГМИИ помощником библиотекаря. Пьесы Н.А. Венкстерн, а особенно выполненные ею инсценировки классической прозы, шли в МХАТ, МХАТ-2, театре Ленком. В частности, пьеса «В 1825 году» была поставлена во МХАТе 2-м к 100-летию восстания декабристов, на основе инсценировок во МХАТе были поставлены спектакли «Пиквикский клуб», «Домби и сын», «Вторая любовь» (совместно с Е. Мальцевым). В том же году «Вторую любовь» поставила в Ленкоме С.В. Гиацинтова. Также она инсценировала такие произведения: «Пиквикский клуб» (1932—1934) и «Наш общий друг» по Чарльзу Диккенсу (1945), «Баскервильская собака» по Артуру Конан-Дойлю (1946 и 1956), «Домби и сын» по Чарльзу Диккенсу (1946), «Молодая гвардия» по А.А. Фадееву (1946), «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому (1946), «Что делать» по Н.Г. Чернышевскому (1947—1948), «Холодный дом» по Чарльзу Диккенсу (1948), «Утраченные иллюзии» по Оноре де Бальзаку (1954—1955), «Том Сойер» по Марку Твену (1956).

Ею написаны книги: Окровавленная Бретань: Рассказ из времен французской революции» (1924), «История одного коммунара» (1925), «Парижская коммуна. 1871» (1925), «Братья. Шлиссельбургские узники» (1927), «Гибель Жанетты» (1928), «Бродяга» (1929). В 1933 году Венкстерн написала биографию Жорж Санд для серии ЖЗЛ. Из оригинальной прозы писательницы особый резонанс вызвал роман «Аничкина революция» (1928), не переиздававшийся в советское время по причине излишнего эротизма. Переиздан в 2018 году как один из немногих примеров женского взгляда на революционные события в России.

Наталия Алексеевна Венкстерн умерла 6 сентября 1957 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Наталия Алексеевна Венкстерн