Вернуться к Круг общения

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский (1863—1938) — русский и советский театральный режиссер, актер, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почетный член АН СССР (1925). Станиславский является создателем знаменитой системы, всемирно признанного метода обучения актерскому мастерству, заложившего фундамент современной науки о театре. В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

Впервые Михаил Булгаков встретился со Станиславским в сентябре 1925 года на читке пьесы по роману «Белая гвардия». Чтение проходило в доме № 6 в Леонтьевском переулке, в котором известный режиссер Константин Сергеевич Станиславский прожил 17 лет, с 1921 по 1938 год. Позднее писатель изобразил это событие в романе «Записки покойника» — в сцене читки у Ивана Васильевича. Весной 1930 года, когда после звонка Сталина писателя приняли в МХАТ ассистентом режиссера, Михаил Афанасьевич написал прошение на имя Станиславского:

Многоуважаемый Константин Сергеевич.

Вернувшись из Крыма, где я лечил мои больные нервы после очень трудных для меня последних лет, пишу Вам простые неофициальные строки:

Запрещение всех моих пьес заставило меня обратиться к Правительству СССР с письмом, в котором я просил или отпустить меня за границу, если мне уже невозможно работать в качестве драматурга, или же предоставить мне возможность стать режиссером в театре СССР.

Есть единственный и лучший театр. Вам он хорошо известен.

И в письме моем к Правительству написано было так: «Я прошусь в лучшую школу, возглавляемую мастерами К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко». Мое письмо было принято во внимание, и мне была дана возможность подать заявление в Художественный театр и быть зачисленным в него.

После тяжелой грусти о погибших моих пьесах мне стало легче, когда я — после долгой паузы — и уже в новом качестве переступил порог театра, созданного Вами для славы страны.

Примите, Константин Сергеевич, с ясной душой нового режиссера. Поверьте, он любит Ваш Художественный Театр.

Станиславский ответил не менее радостным, приветственным письмом:

Дорогой и милый Михаил Афанасьевич! Вы не представляете себе, до какой степени я рад Вашему вступлению в наш театр! Мне пришлось поработать с Вами лишь на нескольких репетициях «Турбиных», и я тогда почувствовал в Вас режиссера (а, может быть, и артиста?!). Мольер и многие другие совмещали эти профессии с литературой! От всей души приветствую Вас, искренне верю в успех и очень бы хотел поскорее поработать вместе с Вами.

В 1930-е годы Булгаков приезжал к Станиславскому репетировать свою пьесу «Мольер», скандально снятую со сцены в марте 1936 года. Работа над этой постановкой заняла несколько лет, ее премьера постоянно отодвигалась, пропуская вперед более важные в идеологическом отношении пьесы. Художественным руководителем постановки сначала был Станиславский, требовавший внести в пьесу свои правки. Булгаков болезненно воспринимал вмешательство режиссера.

Михаил Булгаков
Москва, 22 апреля 1935 г.

Многоуважаемый Константин Сергеевич!

Сегодня я получил выписку из протокола репетиции «Мольера» от 17.IV.35, присланную мне из Театра.

Ознакомившись с нею, я вынужден категорически отказаться от переделок моей пьесы «Мольер», так как намеченные в протоколе изменения по сцене Кабалы, а также и ранее намеченные текстовые изменения по другим сценам, окончательно, как я убедился, нарушают мой художественный замысел и ведут к сочинению какой-то новой пьесы, которую я писать не могу, так как в корне с нею не согласен.

Если Художественному Театру «Мольер» не подходит в том виде, как он есть, хотя Театр и принимал его именно в этом виде и репетировал в течение нескольких лет, я прошу Вас «Мольера» снять и вернуть мне.

Уважающий Вас
М. Булгаков.

В дневнике Е.С. Булгаковой от 22 апреля 1935 года имеется следующая запись: «Сегодня мы с Мишей прочли протокол репетиции «Мольера» <...> Из него видно, что Станиславский всю пьесу собирается ломать и сочинять наново. В сцене «Кабалы», например <...> Чаша терпения переполнилась, и Миша тут же продиктовал мне письма Станиславскому и Горчакову с категорическим отказом от переделок».

Станиславский спокойно отнесся к письму Булгакова. Не изменяя текста пьесы, он стремился актерскими и режиссерскими средствами доказать свою правоту. Однако немного позднее отношения между Булгаковым и Станиславским испортились, Константин Сергеевич отказался от пьесы, и опеку над ней взял на себя Немирович-Данченко. Премьера состоялась 15 февраля 1936 года, но спектакль прошел всего семь раз. Он был снят с репертуара приказом дирекции МХАТ. После этой неудачи Булгаков покинул МХАТ.

В романе «Записки покойника» в истории отношений писателя Максудова с Независимым театром Михаил Булгаков описал свой опыт сотрудничества с МХАТом. Описанный в «Записках покойника» (основное название «Театрального романа») процесс работы над спектаклем по пьесе «Черный снег» воспроизводит историю постановки «Дней Турбиных». В романе Булгакова достаточно легко узнаются основоположники Художественного театра, знаменитые актеры, режиссеры, секретари, администраторы. Станиславского он описал под именем Ивана Васильевича. «Он был точно такой же, как на портрете, только немножко свежее и моложе. Черные его, чуть тронутые проседью усы были прекрасно подкручены. На груди, на золотой цепи, висел лорнет. Иван Васильевич поразил меня очаровательностью своей улыбки» — так описывает Максудов первую встречу с отцом-основателем Независимого театра.

Биография

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) родился 5 (17) января 1863 в Москве, в многодетной (девять братьев и сестер) семье промышленника Сергея Владимировича Алексеева, состоявшей в родстве с Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми. В семье Алексеевых увлекались театром: в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке — театральный флигель.

В 1881 году Константин окончил гимназию при Лазаревском институте восточных языков, затем работал в семейной фирме. Играть на сцене начал еще в детстве, в домашнем «Алексеевском кружке». Занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. На любительской сцене в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе», поставленной артистом Малого театра Михаилом Решимовым.

В 1886 году был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были Петр Ильич Чайковский, Сергей Танеев, Сергей Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом разрабатывал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял сценический псевдоним Станиславский. За десять лет работы на сцене МОИиЛ стал известным актером.

На сцене Общества первым режиссерским опытом стали «Горящие письма» Петра Гнедича (1889). В январе 1891 года официально взял на себя в Обществе искусства и литературы руководство режиссерской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» Эркмана-Шатриана (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана (1898), где сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха. Искал, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».

В 1897 году Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. В ходе беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По его словам, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшейся восемнадцать часов беседе обсудили состав труппы, костяк которой должны были составить молодые интеллигентные актеры, круг авторов (Генрик Ибсен, Герхарт Гауптман, Антон Чехов) и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности: литературно-художественное veto было предоставлено Владимиру Немировичу-Данченко, художественное — Константину Станиславскому; набросали систему лозунгов, по которым будет жить новый театр.

14 (26) июня 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы Художественного театра, созданной из учеников Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу и актеров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора своего ученика Ивана Москвина и на индивидуальных занятиях помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля.

Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В совместной работе над пьесой Максима Горького «На дне» (1902) обозначились противоречия двух подходов. Афиша «На дне» не была подписана ни тем, ни другим режиссером. Вначале за режиссерским столом сидели оба руководителя. С 1906 года «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», — ибо, как пояснял Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».

Первым спектаклем, где он работал отдельно, был «Бранд» Генрика Ибсена. В это время Станиславский вместе с Всеволодом Мейерхольдом создали Театр-студию на Поварской улице (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжил в «Жизни Человека» Леонида Андреева (1907), где на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» Мориса Метерлинка (1908) был применен принцип черного кабинета: эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений.

Первой его постановкой после Октябрьской социалистической революции стал «Каин» Джорджа Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова режиссер назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправился в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (но не в полном составе) качаловской труппы.

В 1920-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии. После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия, выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. В числе этих работ «Битва жизни» по Чарльзу Диккенсу (1924), «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (1926), «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова (1927), «Растратчики» Валентина Катаева и «Унтиловск» Леонида Леонова (1928).

В 1928 году после сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТе, врачи запретили Станиславскому выходить на подмостки. Он вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 года (ныне — Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), где были им поставлены оперы Николая Римского-Корсакова «Майская ночь» (1928) и «Золотой петушок» (1932). Также среди прочего руководил постановкой музыкальной драмы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (1929). Обновил традиции постановок зарубежной оперной классики, создав спектакли «Богема» Джакомо Пуччини (1927), «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1933), «Кармен» Жоржа Бизе (1935) и другие.

В начале 1930-х годов, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Максима Горького, обратился к правительству, пытаясь добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами. В сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького, и он стал именоваться: МХАТ СССР им. Горького. В 1933 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1937 году — орденом Ленина. В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша для создания филиала театра. Среди работ МХАТ этих лет — «Страх» Александра Афиногенова (1931), «Мертвые души» (1932), «Таланты и поклонники» (1933), «Мольер» по Булгакову (1936).

В 1935 году открылась последняя — оперно-драматическая студия Константина Станиславского (ныне — Электротеатр Станиславский). Среди ее работ был «Гамлет» Шекспира. Он встречался с актерами у себя дома, в квартире в Леонтьевском переулке, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» и в продолжении разработки «системы» Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актера над собой», который был издан посмертно в 1938 году.

Станиславский умер 7 августа 1938 года на 76-м году жизни в Москве. Вскрытие показало гипертрофию сердца, эмфизему легких, аневризмы. Похоронен 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский