Вернуться к Круг общения

Евгений Иванович Замятин

Биография

Евгений Иванович Замятин (1884—1937) — русский писатель, литературный критик, публицист, сценарист, один из друзей Михаила Булгакова. Он родился 20 января (1 февраля) 1884 года в Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье православного священника Ивана Дмитриевича Замятина (1853—1916) и дочери священника Марии Александровны, урожденной Платоновой (1864—1925).

С 1893 по 1896 годы Евгений учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. В 1896-м Евгения отправили в Воронеж продолжать образование в 1-й мужской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учебу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Во время учебы в институте Замятин увлекся социалистическим учением, вступил во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), вошел в боевую дружину Выборгского района и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогда же он встретил свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). В 1905 году Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года при возвращении через Одессу из морского путешествия в Египет Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург, где до 1911 года жил на нелегальном положении.

В 1908 году Замятин окончил институт и написал свой первый рассказ — «Один», который был опубликован. Два года начинающий автор преподавал на кораблестроительном факультете, работал инженером, был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октября 1917-го имя «Ленин». Тогда же он написал рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту. Здесь он написал свою первую повесть «Уездное», в которой изобразил полный инертности мир русской провинции. Это произведение принесло ему первый литературный успех. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, конфискован. Обе повести были высоко оценены Максимом Горьким.

В марте 1916 года Замятина как опытного инженера отправили в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Во время командировки он пишет повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север» на основе впечатлений северной ссылки, законченную и опубликованную в 1922 году в «Петербургском альманахе». В сентябре 1917 года он вернулся в Россию, после Октябрьской революции была опубликована запрещенная ранее повесть «На куличках».

В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник». Он входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей. Первые годы после революции Замятин печатался под псевдонимом «Мих. Платонов». В сложной литературной ситуации 1920-х годов Замятин тяготел к группе «Серапионовы братья». Он пишет рассказы и повести — «Пещера», «Русь», «Рассказ о самом главном»; пробует силы в драматургии — пьесы «Блоха», «Атилла».

Замятин был одним из первых, кто еще в начале 1920-х годов с одобрением отозвался в печати о начинающем писателе Михаиле Булгакове. В 1924 году в журнале «Русский современник» в статье «О сегодняшнем и о современном» он выделил булгаковскую сатирическую повесть «Дьяволиада» как «единственное модерное» произведение из всех, опубликованных в четвертом номере альманаха «Недра» за 1924 год. «У автора, — говорилось в статье, — несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в кино, смена картин — одна из тех (немногих) формальных рамок, в какие можно уложить наше вчера — 19-й, 20-й год».

Вскоре они познакомились, хотя точная дата их первой встречи неизвестна. Известно, что к маю 1926 года они уже несомненно знали друг друга и оба принимали участие в большом литературно-художественном вечере Всероссийского союза писателей, проходившем в Ленинграде. Между Булгаковым и Замятиным установились прочные дружеские отношения, которые не оборвались и после того, как осенью 1931-го Замятину навсегда покинул СССР. Писатели постоянно встречались и у Замятина в Ленинграде, и у Булгакова в Москве, куда выезжали по своим литературно-театральным делам. Для Булгакова отношения эти были по-особому важны и дороги. На протяжении всего знакомства между Булгаковым и Замятиным велась непрерывная переписка, в которой принимала живейшее участие и жена писателя Людмила Николаевна Замятина, испытывавшая к Булгакову большую симпатию.

Свой знаменитый роман-антиутопию «Мы» писатель закончил в 1920 году. Сразу же последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике. Советская цензура усмотрела в романе прикрытую издевку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках. На русском языке полный текст романа «Мы» впервые был опубликован в 1952 году в американском издательстве имени Чехова (Нью-Йорк), в России — лишь в 1988 году в журнале «Знамя».

После признания цензурой романа «Мы» антисоветским произведением постепенно перестали печатать и другие произведения писателя. Для советской власти он стал врагом революции и представителем реакционных идей. В 1929 году советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвертом томе выпуск собрания сочинений писателя. На волне жесткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж. Замятин писал статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом он написал сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноименной пьесы Горького). В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. Находясь в эмиграции, Замятин до конца жизни сохранял советское гражданство.

Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года в Париже от тяжелой болезни. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Посмертно были опубликованы его произведения — повесть «Бич Божий» и книга воспоминаний «Лица». В 2003 году в Ельце начал работу филиал Международного научного центра изучения творческого наследия писателя Е.И. Замятина. В 2006 году именем Е.И. Замятина была названа улица в г. Липецке. В 2007 году Липецким региональным отделением Литературного фонда России была учреждена Липецкая областная литературная премия имени Е.И. Замятина (премия присуждается в четырех номинациях — проза, поэзия, драматургия и литературная критика, публицистика). 5—8 октября 2009 года в Тамбове и Ельце прошел Международный конгресс литературоведов, посвященный 125-летию Е.И. Замятина.