Вернуться к Круг общения

Евдоксия Федоровна Никитина

Евдоксия Федоровна Никитина (урожденная Плотникова, по первому мужу Богушевская; 1895—1973) — российский и советский литературный критик, редактор и организатор литературной известного московского литературного кружка Никитинские субботники. В начале 1920-х годов этот кружок несколько раз посещал начинающий писатель Михаил Булгаков. Именно здесь он читал главы из своих первых произведений: «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Евдокия Федоровна родилась 16 (28) февраля 1895 года в Ростове-на-Дону. В 1914 году окончила Высшие женские курсы в Москве, недолго училась в Лазаревском институте восточных языков. Вскоре вышла замуж за Н.В. Богушевского, одного из преподавателей института. Несмотря на то, что брак продлился недолго, муж оказал на нее большое влияние. В московском доме Богушевских с 1914 года по субботам стал собираться литературный кружок (позднее знаменитые Никитинские субботники). На эти вечера приходила не только молодые писатели и поэты, но и литераторы и филологи старшего поколения. В том числе у Богушевских бывали известные критики того времени Николай Бродский и Юлий Айхенвальд, академик Александр Веселовский, историк Иван Розанов и литературовед Павел Сакулин.

В годы Гражданской войны кружок перебазировался из Москвы в Ростов-на-Дону, где Евдоксия (так она стала себя называть) Федоровна жила некоторое время. К тому времени она уже разошлась с Богушевским, и жила со вторым мужем, адвокатом Алексеем Максимовичем Никитиным. После возвращения в Москву она продолжила традицию субботних литературных вечеров, которые стали называть Никитинскими субботниками.

В 1920-х годах кружок превратился в мощное объединение, где собиралась московская литературная элита. В 1922 году при кружке Никитина вместе с мужем открыла издательство «Никитинские субботники», выпустившее более трехсот книг, в том числе единственное прижизненное издание Сигизмунда Кржижановского. У издательства были три своих книжных магазина.

На вечерах у Никитиной читали и обсуждали литературные сочинения, выступали актеры и чтецы, устраивали музыкальные концерты, совместные веселые празднества. Сама Никитина вспоминала о литертурных вечерах так: «В первом отделении заседания читали свои произведения, которые подвергались обсуждению, прозаики и драматурги, во втором — поэты читали стихи. Иногда принимали участие артисты московских театров и композиторы».

Кукрыниксы регулярно рисовали карикатуры на присутствующих литераторов. Никитина всспоминала: «Кукрыниксы <...> никогда не пропускали субботников. От них осталось около 288 работ: от каждого вечера они оставляли по одной вещи. Они клали три блокнота, вся тройка смотрела на них, и затем тянулись руки к одному из портретов. Не помню случая, чтобы были разногласия — они всегда соглашались между собой. Остальные портреты рвали в клочки — никакие мои хитрости не помогали, они уничтожали их. Один портрет оставался. Сколько же раз они были на субботах, если осталось около 300 портретов! У Кукрыниксов в карманах были два флакончика — один с черной, другой с красной тушью».

За многие годы к литературному объединению Никитиной присоединились более 200 известных литераторов. Это были не просто чаепития в приятной компании, здесь образованные и думающие люди того времени могли пообщаться с единомышленниками. На огонек по субботам заглядывали Цветаева и Мандельштам, Булгаков и Сельвинский читали свои новые произведения.

Евдоксия Федоровна не только руководила литературным салоном, но и публиковала свои стихи и статьи о литературе. Первые публикации ее стихов появились еще в 1914 году. В 1919 году в Ростове-на-Дону вышел ее сборник «Росы рассветные», в 1926-м — сборники статей «Русская литература от символизма до наших дней», «Поэтическое искусство Блока» (совместно с С.В. Шуваловым). В 1927—1931 годах вышли четыре выпуска сборников «Беллетристы-современники» (совместно с С.В. Шуваловым) и многие другие книги.

В 1931 году, когда в СССР было полностью ликвидировано частное предпринимательство, Евдоксия Федоровна добилась включения своего издательского проекта в состав издательства «Федерация». Тогда же она развелась со вторым мужем и в 1932 году вышла замуж за профессора Бориса Этингофа, который был руководителем издательства «Федерация» и к которому перешли дела ее издания. Евдоксия Федоровна на некоторое время сменила фамилию на Этингоф. Этот семейный союз был недолгим, но бывшие супруги после расставания дружили долгие годы. Несмотря на официальное прекращение деятельности субботников, с декабря 1931 по май 1932 года Никитина проводила заседания комиссии феодально-дворянской литературы Общества содействия литературному музею. Она пыталась возродить литературные субботники. С осени 1932 г. писательское объединение «Никитинские субботники» возродилось, получив новое название: «Литературные декадники под председательством Е.Ф. Этингоф». Его заседания проводились до лета 1933 года. Никитина надеялась возродить не только литературные вечера, но и свое издательство. Она даже собиралась купить дачу для летних встреч литераторов. Однако эта затея успехом не увенчалась. Сама Е.Ф. Никитина вскоре вступила во вновь созданный Союз писателей, занимала там разные должности.

После 1962 года «Никитинские субботники» были возобновлены — как кружок, так и издательство. Они внесли немалый вклад в популяризацию забытых лиц и событий советской культуры. В течение многих лет Евдоксия Федоровна собирала автобиографии, автографы, рукописи, письма, портреты, критические статьи по истории русской литературы. В 1962 году васе собранные материалы она передала государству. На их основе был организован филиал Государственного литературного музея.

Умерла Евдоксия Федоровна Никитина 3 декабря 1973 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

В. Журавлев. Евдоксия Федоровна Никитина. 1925 г.

К.Ф. Юон (1875—1958). Евдоксия Федоровна Никитина. 1930 г.

К.Ф. Юон (1875—1958). Евдоксия Федоровна Никитина. 1930 г.