Борис Владимирович Асафьев (1884—1949) — русский и советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист. Академик АН СССР (1943). Народный артист СССР (1946). Лауреат двух Сталинских премий. Один из основоположников советского музыковедения. После ухода из МХАТа в 1936 году Михаил Булгаков поступил в Большой театр СССР на должность литературного консультанта и либреттиста. Было условлено, что Михаил Афанасьевич будет создавать по одному либретто в год. В 1930-х годах он создал либретто к нескольким операм Асафьева. Первой совместной работой стала опера «Минин и Пожарский» (1936), затем Булгаков написал либретто оперы Асафьева «Петр Великий» (1937). Также он начинает работу над либретто «1812 год» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», однако оно не было завершено. «Минин и Пожарский» и «Петр Великий» при жизни Булгакова не были поставлены и не публиковались. Впервые либретто этих опер были опубликованы в начале 1980-х годов.
16 июня 1936 года Елена Сергеевна Булгакова записала в дневнике: «Композитор Б. Асафьев — с предложением писать либретто (а он — музыку) оперы «Минин и Пожарский». Это — сватовство Дмитриева. М. А. говорил с Асафьевым уклончиво — Асафьев вообще понравился ему — он очень умен, остер, зол. Но после ухода Асафьева сказал, что писать не будет, не верит ни во что». На следующий день к Булгакову явился сам С.А. Самосуд, о чем свидетельствует запись Е.С. Булгаковой от 17 июня 1936 г.: «Днем — Самосуд, худрук Большого театра, с Асафьевым. Самосуд, картавый, остроумный, напористый, как-то сумел расположить к себе М.А., тут же, не давая опомниться М.А., увез нас на своей машине в дирекцию Большого театра, и тут же подписали договор».
И Асафьев, и Булгаков ощущали свое одиночество в литературно-театральном и музыкальном мире. Композитор в письме драматургу от 23 июля 1936 года жаловался: «Уверяю Вас, в моей жизни бывали «состояния», которые дают мне право сопереживать и сочувствовать Вам: ведь я тоже одиночка. Композиторы меня не признают... Музыковеды, в большинстве случаев, тоже. Но я знаю, что если бы только здоровье, — все остальное я вырву у жизни».
Зимой 1936 года Булгаков приезжал в Ленинград для встречи с Асафьевым. 12 декабря 1936 года композитор написал Булгакову:
Приезд Ваш и Мелика вспоминаю с радостью. Это было единственно яркое происшествие за последние месяцы в моем существовании: все остальное стерлось. При свидании нашем я, волнуясь, ощутил, что я и человек, и художник, и артист, а не просто какая-то бездонная лохань знаний и соображений к услугам многих, не замечающих во мне измученного небрежением человека. Я был глубоко тронут чуткостью Вас обоих...
Биография
Борис Владимирович Асафьев (литературный псевдоним Игорь Глебов) родился 17 (29) июля 1884 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника. Семья жила в нужде. В доме было фортепиано, и Борис с детства занимался музыкой, преимущественно самоучкой. С 12 лет он стал зарабатывать, давая частные уроки. В 1903 году Борис окончил гимназию. В 1904—1910 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. В 1908 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, под руководством академика С.Ф. Платонова (1860—1933) успешно защитил дипломную работу «Негласный комитет императора Александра I (1801—1803). Историческое исследование из эпохи преобразовательных стремлений императора Александра I в первые годы его царствования».
В консерватории познакомился с С.С. Прокофьевым и Н.Я. Мясковским, с которыми много лет поддерживал дружеские отношения. В 1914 году Мясковский посвятил Асафьеву Третью симфонию. Большую роль в судьбе Асафьева сыграло знакомство с В.В. Стасовым, через которого он познакомился с М. Горьким, И. Репиным, А. Глазуновым, Ф. Шаляпиным. После окончания консерватории работал концертмейстером балета в Мариинском театре.
Горячо приветствовал Октябрьскую революцию. Асафьев является автором первого советского балета «Карманьола». С 1918 года — сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. С 1919 года был советником по репертуару в Мариинском и Михайловском театре. В том же году совместно с С.М. Ляпуновым организовал отделение истории музыки в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года, там же был руководителем Высших курсов искусствоведения и аспирантуры. В 1921—1930 годах — художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии.
С 1921 года — педагог по истории и теории музыки Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года — профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке ее учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности. Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. Оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 годах были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга, «Прыжок через тень» Э. Кшенека и другие новейшие оперы.
С 1914 года статьи Б.В. Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Б.В. Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов.
В 1930-е годы, после распада Ассоциации современной музыки, создал свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения. В начале 1940-х он возвратился к исследовательской работе, продолжал трудиться во время блокады Ленинграда.
В 1943 году переехал в Москву, где возглавил научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Был консультантом Большого театра. С 1945 года — заведующий сектором музыки Института истории искусств АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания). В литературном наследии Б.В. Асафьева свыше 900 печатных работ. Доктор искусствоведения (1941). Академик Академии наук СССР (1943), единственный академик среди музыкантов. В 1948 году на 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов был избран председателем правления Союза композиторов СССР.
Написал одиннадцать опер: «Красная шапочка» (1906), «Золушка» (1906), «Снежная королева» (1908), «Казначейша» (1937), «Минин и Пожарский» (1936, не завершена), «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1938, не поставлена), «Пир во время чумы» (1940, не поставлена), «Гроза» (1941), «Славянская красавица» (1941, не поставлена), «Медный всадник» (1942, не поставлена), «Алёнушка и братец Иванушка» (1945, не поставлена), 5-е действие к опере «Вражья сила» А.Н. Серова (1947), «Фауст и Мефистофель» (1936). Создал 28 балетов: «Бабочка» (1909), «Дар феи» (1910), «Белая лилия» (1911), «Лукавая Флорента» (1912), «Пьерро и маска» (1915), «Карманьола» (1918), «Сольвейг, или Ледяная дева» (1922), «Пламя Парижа, или Триумф Республики» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1935), «Партизанские дни» (1935), «Кавказский пленник» (1938), «Степан Разин» (1938, не окончен), «Ночь перед Рождеством» (1938), «Радда и Лойко» (1938), «Ашик-Кериб» (1939), «Граф Нулин» (1940—1941), «Суламифь» (1941), «Гробовщик» (1943), «Леда» (1943), «Барышня-крестьянка» (1945), «Каменный гость» (1943—1945), «Франческа да Римини» (1947), «Милица» (1947), «Весенняя сказка» (1947), «Снегурочка» (не окончен), «Иван Болотников» (не окончен).
Умер 27 января 1949 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Борис Владимирович Асафьев
Борис Владимирович Асафьев