Вернуться к Круг общения

Борис Валентинович Шапошников

Биография

Борис Валентинович Шапошников (1890—1956), искусствовед, литературовед, музейный работник и художник, познакомился с Михаилом Булгаковым у Николая Лямина в 1925 году и с тех пор поддерживал с ним дружеские отношения. Борис Шапошников родился 10 (22) декабря 1890 года в Москве. Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем несколько лет учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Живописи учился в студии у К.Ф. Юона, брал частные уроки у Сапунова и Феофилактова. Борис Валентинович с 1910 года входил в группу художников авангарда «Бубновый валет» и принимал участие в выставках этого художественного объединения. Шапошников был женат на актрисе Наталии Казимировне, урожденной Баранович (1894—1979).

В 1912—1913 годах Шапошников провел несколько месяцев в Англии, часто бывал в Италии, где также брал уроки живописи. По-видимому, тогда придерживался левых взглядов, следствием чего стало заведение на него в 1909-м дела итальянской службой общественной безопасности как на «опасного русского террориста». В 1912 году в Италии познакомился с русским поэтом-символистом и философом Вячеславом Ивановым. В 1913—1914 годах завершил свое художественное образование в Академии искусств в Риме. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, и в 1912 г. опубликовал их в журнале «Маски» под названием «Футуризм и театр». Борис Шапошников впервые показал свои произведения на «Постоянной выставке современного искусства» в сентябре-октябре 1913 года.

Борис Шапошников принимал участие в Первой мировой войне в звании прапорщика, затем подпоручика. Во время февральской революции 1917 г. был членом Военно-революционного комитета, затем демобилизован по болезни. Наибольших успехов как художник-авангардист Шапошников достиг в 1918—1919 годах. Принимал участие в группе левых художников в декорировании Москвы к первой годовщине Октябрьской революции, его работы были представлены на государственных выставках в 1919 году в Москве и Казани.

В 1919—1921 годах Шапошников становится профессором кафедры искусства в Московском Пролеткульте. В 20-е годы был научным сотрудником и членом президиума Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1928 г. издал книгу «Эстетика числа и циркуля». В 1920 году устроился на работу в «Музей дворянского быта сороковых годов». Он был директором этого музея до его ликвидации в 1929 году.

В 1929 году после разгрома ГАХН Шапошников был исключен из Государственной академии художественных наук за контрреволюционную деятельность и сослан на три года в Великий Устюг Вологодской области с последующим запретом жить в Москве. После ссылки переехал в Ленинград и прожил там до конца своих дней. В 1936 году устроился на работу в Институт русской литературы. В 1920-е годы Борис Шапошников активно занимался выставочной деятельностью. Всего под его руководством было организовано более 150 больших выставок, в том числе 6 международных: в Венеции, Париже, Флоренции, Милане, на которых он был генеральным секретарем отделов СССР.

В 1936 году он устроился на работу в Институт русской литературы. В 1940-х работал заведующим экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве, Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой» на железнодорожной станции «Лев Толстой». В конце 1930-х Борис Шапошников принимал активное участие в создании музея-квартиры А.С. Пушкина в Ленинграде на Мойке, и даже некоторое время жил в Пушкинском доме за неимением другой жилплощади. В 1950-м Шапошников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал» «Музей как произведение искусства» и т. д.)

Скончался в 1956 году в Ленинграде. Похоронен там же.