Борис Робертович Эрдман (1899—1960) — театральный художник, один из участников объединения имажинистов, брат драматурга и поэта Николая Робертовича Эрдмана (1900—1970). Михаил Булгаков в 1930-х годах Булгаков много общался с братьями Николаем и Борисом Эрдманами. Об их визитах вспоминает Е.С. Булгакова: «11 июня 1939 года пьесу Булгакова слушали братья Эрдманы, художник и драматург, их мнение было для автора особенно важным». Булгаков в тот период готовил пьесу для И.В. Сталина «Батум». Еще до этого он писал письмо вождю в попытке вызволить из ссылки Н. Эрдмана. Об этом мы можем узнать из комментариев к пьесе: «В письме к нему от 4 февраля 1938 года Булгаков просил в частности о том, чтобы Эрдману была дана "возможность вернуться в Москву, беспрепятственно трудиться в литературе, выйдя из состояния одиночества и душевного угнетения"». Николай Эрдман был возвращен, а позже в 1951-ом году был даже удостоен Сталинской премии за сценарий к фильму «Смелые люди».
Биография Бориса Эрдмана
Родился 16 февраля 1899 года в семье бухгалтера фабрики «Товарищество шелковой мануфактуры», уроженца Митавы лютеранского вероисповедания Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950) и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964).
В 1917—1918 годах Борис Эрдман был актером московского Камерного театра. В качестве театрального художника впервые выступил в 1918 году. После 1919 года активно работал в цирковой секции ТЕО Наркомпроса. Вместе с балетмейстером Голейзовским Эрдман работал в Экспериментальном театре, с режиссером Мордвиновым в Опытно-героическом театре. В 1925 году театральные работы Бориса Эрдмана были удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Париже.
В годы Великой Отечественной войны Борис Эрдман был главным художником государственных цирков, с 1950 года до конца жизни — художником Московского драматического театра им. Станиславского. В 1957 году Эрдман получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Борис Эрдман иллюстрировал, в частности, книгу одного из основателей имажинизма Кусикова «Коевангелиеран». В качестве художника-постановщика Эрдман участвовал при создании фильмов «Цемент» (1927), «Проданный аппетит» (1928), «Борец и клоун» (1957).
Умер Борис Эрдман 28 февраля 1960 года в Москве.
Биография Николая Эрдмана
Николай Робертович Эрдман родился 3 (16) ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В. Маяковского. В 1918-м Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г. Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899—1960), стал принимать участие в деятельности группы.
В 1919 году в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» было напечатано его стихотворение «Осени осенью осень...». В том же году поэта мобилизовали в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма «Автопортрет», действие которой происходит в Москве.
К 1922 году имя Николая Эрдмана было хорошо известно театральной Москве. Он написал либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре. В 1923-м состоялась премьера его буффонады «Шестиэтажная авантюра» в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 — пьесы «Гибель Европы» на Страстной площади в кабаре «Палас». 20 апреля 1925 года Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана «Мандат». Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.
Сразу после премьеры «Мандата» Эрдман начал работать над пьесой «Самоубийца». В 1928-м он подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. К.С. Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.
После неудачи с пьесой Эрдман стал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве с Владимиром Массом («Митя», «Турбина № 3», «Дом на Трубной», «Посторонняя женщина» и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма «Веселые ребята» его арестовали и сослан в г. Енисейск. Поводом к аресту послужили его басни, неосторожно исполненные актером В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров фильма «Веселые ребята» были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса.
В 1934 году Эрдмана сослали в Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького «Мать». В 1936-м Эрдману разрешили поселиться в Калинине (Твери), где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова «Волга-Волга». До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938-м, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы «Гипнотизер», которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве.
В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию — в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда его по личному указанию Л. Берии вызвали в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948 года.
В 1964-м Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку «Героя нашего времени» М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю «Пугачев» по драматической поэме С. Есенина.
Умер Николай Эрдман в Москве 10 августа 1970 года.
Борис Эрдман
Борис Эрдман
Николай Эрдман
Николай Эрдман