Самые первые иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» успела увидеть и одобрить вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова. Нарисовал их Александр Александрович Мелик-Пашаев (родился 9 июля 1941 года) — сын великого дирижера и друга писателя.
Александр Александрович Мелик-Пашаев в 1965 году окончил среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. Работал в мастерских Большого театра и в качестве художника-постановщика в Ереванском театре оперы и балета. Член союза художников Москвы (секция театра и кино). Работы А.А. Мелик-Пашаева экспонировались на нескольких персональных выставках.
В 1972 году, заинтересовавшись детским художественным творчеством, поступил в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН (сейчас — Психологический институт РАО). В 1975 году стал кандидатом, а в 1995 году доктором психологических наук (диссертация на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству»). С 1992 г. руководил лабораторией психологических проблем художественного развития ПИ РАО. С 1991 года А.А. Мелик-Пашаев является редактором, а с 1994 года — главным редактором журнала «Искусство в школе».
Сам Александр Александрович Мелик-Пашаев рассказывает: «В сущности, рисовал я несколько сюжетов всего лишь. Не иллюстрировал весь роман. Во-первых, я не имел ни полиграфических навыков, ни знаний. Во-вторых, и мыслей не было о том, чтобы иллюстрировать для какого-то нереального издания. Это просто "станковые" рисунки к "Мастеру и Маргарите". У меня для этого своя техника была найдена. Я черной гуашью замазывал лист и потом, когда краска засыхала, белой кисточкой по нему прорисовывал. Техника такая, что если что-нибудь не так, то исправлять практически нельзя было, некрасиво, "грязно" получалось. Значит, этот лист в сторону и — за следующий. В итоге вся стена комнаты была увешана черными листами с белыми рисунками: я сушиться прикреплял кнопками к стене. Первый раз это было, когда родители уехали надолго, кажется, на гастроли. Вернулись, а тут вся стена в этих черных рисунках. Мне даже не попало за то, что я перепачкал обои. Они тут же позвонили Елене Сергеевне, и сказали, что вот тут Алик (они меня Аликом называли) к "Мастеру и Маргарите" рисунки рисует. Я слышу, она говорит: "Я сейчас приеду". Я взял трубку и говорю: "Елена Сергеевна, стоит ли, поздно уже! Неудобно мне как-то". А она перебивает: "Ты что, смеешься? Первые иллюстрации!" Приехала, посмотрела все и, не помню, в тот раз или в следующий, выбрала для себя безошибочно самый удачный рисунок. Потом он у нее висел в рамочке из красного дерева над диваном».