«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... <...> Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. — Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен».
«Мастер и Маргарита», глава 13. Явление героя
В настоящее время существует несколько версий местонахождения подвала, в котором жил Мастер. В самом романе примет для поиска явно недостаточно. И хоть Дом Мастера в Мансуровском переулке, 9 давно определен булгаковедами как вполне реальный дом, где не только рождался роман «Мастер и Маргарита», но и место, где жил Мастер со своей подругой королевских кровей, где писался роман о Пилате, — существуют и другие альтернативные версии его расположения.
Версия № 1
Адрес: г. Москва, пер. Плотников, 10
Вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская считала, что подвал Мастера находился в Плотниковом переулке, дом 10/28, где одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов. Он расположен совсем рядом с Арбатом и во многом связан с Булгаковской Москвой, а именно с теми местами, что видели самого Булгакова.
Это шестиэтажный жилой дом, построенный, скорее всего, в 1910—1914 годах. Здесь жили в 1914—1916-х гг. геохимик и минералог А.Е. Ферсман; в 1920—1930-х гг. — профессор химии А.М. Настюков. В доме также жили скульптор В.И. Мухина (кв. № 7), актёр Юрий Яковлев, композитор Тихон Хренников, певец Иван Суржиков... Удивительно для узких арбатских переулков, но перед домом — большой зеленый сквер...
Но по роману (не только по тексту, но и по духу, по образу) подвал был в маленьком уединенном особнячке, а дом 10/28 — многоэтажный добротный каменный дом.
Плотников переулок, д. 10
Плотников переулок, д. 10
Версия № 2
Адрес: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, 45/26
Некоторые исследователи творчества Булгакова уверены, что подвал Мастера был в доме 45/26 в переулке Сивцев Вражек. Это версия художника Гарифа Басырова. В свое время он иллюстрировал «Мастера и Маргариту» в своей дипломной работе. Выбирая натуру для иллюстраций к роману, Басыров остановился на доме № 45/26 по Сивцеву Вражку, полагаясь на творческую интуицию. Реальных подтверждений факту размещения здесь убежища Мастера не находится. Однако, то, что мимо этого особняка очень часто проходил сам Мастер и особняк постоянно был у него на виду — вот это совершенно точно.
Не исключено, что сам особняк, его расположение, некоторые архитетктурные элементы, воображение писателя использовало как одну из основ для прорисовки уютного гнездышка писателя и его музы. Кроме того, мы видим, что здесь есть маленький садик с чахлыми деревцами, пресловутая калитка у заглубленных окон цокольного этажа. Так, что кто знает — быть может именно здесь все и происходило!?
Об этом доме на углу Сивцева Вражка и Денежного переулка, под номером № 45/26 известно только то, что это главный дом городской усадьбы, построенной в 1783 году в стиле классицизма. Он является вновь выявленным памятником архитектуры и перестраивался в 1823 и 1887 годах. Дом деревянный. Его отличают простые линии и простые, но изящные элементы на фасаде.
Сивцев Вражек, д. 45/26
Версия № 3
Адрес: г. Москва, пер. Мансуровский переулок, дом 9
Наиболее вероятным в настоящее время считается, что Мансуровский переулок, дом 9 — это именно то место, в котором Булгаков поселил своего героя. Известный булгаковед Леонид Паршин рассказывал о том, как узнал о подвале в Мансуровском переулке: «Он с интересом посмотрел мои материалы и вдруг спросил: "А разве вы не знаете, что подвал Мастера был в Мансуровском переулке?" Вопрос этот не особенно удивил меня. Множество людей сообщало мне множество адресов, где "абсолютно точно" находился подвал. "Почему вы так думаете?" — спросил я без особого энтузиазма. "Да это все знают!" Хорошенькое дельце — все знают, кроме меня. "А более серьезные доводы у вас есть?" — "А как же! Там жил друг Булгакова, художник Топленинов. В подвале. Булгаков часто бывал там. Это точно тот самый подвал. Да вы только войдите туда, сразу поймете!" Я вспомнил фотоснимок с Топлениновым, сделанный Н.А. Ушаковой, и каким-то шестым чувством вдруг уловил, что это серьезно. "Адрес?" — "Мансуровский, 9". Через минуту, бросив незаконченную работу, я, превышая скорость и нарушая правила движения, мчался в Мансуровский».
Осмотрев дом, Паршин убедился в том, что он мог быть прототипом подвала Мастера: «"А ведь он был прав, ох как прав..." — бормотал я, продвигаясь к подвалу. Вошел, зажег спичку. Вниз уходило несколько ступенек, где-то рядом журчала вода. Прошло только несколько секунд, а я уже не знал, нахожусь ли я в незнакомом доме или читаю у себя "Мастера и Маргариту". Нет. Так нельзя. Я вышел наружу. Все надо проверять. Мансуровский переулок... Тут где-то жил друг Булгакова Ермолинский. Надо будет ему позвонить, может быть, он что-нибудь слышал об этом доме. "Мансуровский переулок, 9? — спросил Сергей Александрович. — Да это мой адрес! Я десять лет прожил в этом доме!" Через несколько дней я уже сидел в пронзительно скрипящем плетеном кресле в коттедже Сергея Александровича в Переделкино и слушал о Булгакове, Елене Сергеевне, о доме в Мансуровском переулке, жившем некогда искрящейся, веселой и беспокойной жизнью. О том, как по вечерам под листвой окаменевшего теперь сада зажигался огонек импровизированного кафе "Нато Вачнадзе", и стекались на свет его друзья, друзья, друзья... О художнике Топленинове, стучавшем щеткой в потолок подвала, приглашая сидящих наверху Булгакова и Ермолинского на рюмочку чего-нибудь. На фото, сопровождающем статью Б. Мягкова и А. Шамаро, ошибочно сняты окна левой части подвала. Л.Е. Белозерская и Н.А. Ушакова объяснили, что в те годы пользовались только правой калиткой, так что ноги, мелькавшие на дорожке, "ведущей от калитки", могли быть видны только из подвальных окон правой части дома. Я часто заглядывал в "маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки", и вспоминал строки романа: "Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так... вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к оконцу ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров — книги, книги и печка". Вспоминал и видел две комнаты в подвале: первую — большую, метров четырнадцать, с печкой, и вторую — совсем малюсенькую"».
Мансуровский переулок, 9 (1970-е)
Мансуровский переулок, 9 (1970-е)
Мансуровский переулок, 9
Версия № 4
Адрес: г. Москва, пер. Чистый, 4
По одной из версий исследователей творчества Михаила Булгакова, именно в подвале этого особняка снимал квартиру главный герой романа «Мастер и Маргарита». Сам писатель вместе с женой Любовью Белозерской непродолжительное время жил по соседству с усадьбой — в доме номер 9. А на углу Обухова переулка (в Чистый его переименовали в 1922 году) и Пречистенки находился знаменитый калабуховский дом из повести «Собачье сердце», квартиру в котором занимал профессор Преображенский. В Чистом переулке Булгаков также написал пьесу «Дни Турбиных» и повесть «Роковые яйца». Поэтому переулок и его окрестности отмечены во многих путеводителях по столице как «булгаковские места».
Одноэтажный каменный дом в стиле ампир с деревянным мезонином был возведен в 1821 году для бригадирши Софьи Волконской. Впервые изображение фасада здания встречается на архивных чертежах 1834 года. По столичной моде того времени каменно-деревянное строение было полностью оштукатурено, шестиколонный портик увенчан мезонином с балконом, а щипец мезонина (верхняя часть крыши между скатами) и центры боковых колонн украшали крупные лепные узоры. Лепниной был декорирован и боковой вход в здание с карнизом и аттиком (декоративной стенкой).
Чистый переулок, 4 (1970-е)
Чистый переулок, 4