Вернуться к По следам героев романа

Патриаршие пруды

Адрес: г. Москва, Большой Патриарший переулок
Станция метро «Маяковская»

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

<...>

Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

«Немец», — подумал Берлиоз.

«Англичанин, — подумал Бездомный, — ишь, и не жарко ему в перчатках».

А иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд, причем заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

«Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

С Патриарших прудов начинается действие романа «Мастер и Маргарита». Неслучайно именно этот уголок Москвы выбрал автор для появления Воланда. Похоже, сцена на Патриарших очень нравилась Булгакову: роман трансформировался, переписывался, сокращался и дополнялся, менял сюжет, и, кажется, лишь одно оставалось в нем неизменным — появление дьявола на Патриарших прудах. Отчего же Воланд предпочел явиться именно здесь? Ответ на этот вопрос можно найти, немного покопавшись в истории этого района Москвы.

До семнадцатого века на этом месте располагалось болото, прозванное Козьим (в честь находившегося неподалеку Козьего подворья, шерсть с которого отправлялась к самому царскому двору). Козы, как известно, издревле ассоциируются с чертом — вот и болото пользовалось у жителей дурной славой. Из поколения в поколение пастухи передавали легенду, что иногда в стаде светлых коз появляется черный козел, и тогда жди беды. Поговаривают даже, что название болота происходит не от коз, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям сих мест. Также существует легенда, по которой в глубокой древности в этих болотах язычники приносили жертвы своим богам.

В семнадцатом веке его выбрал для строительства своей резиденции Патриарх Гермоген. Так, в скором времени на болоте выросли хоромы Патриаршей слободы. Он освятил это место, а для осушения проклятых болот по его приказу были вырыты три пруда, получившие название Патриарших. Однако с упадком Патриаршей слободы пруды забросили, а в начале девятнадцатого века и вовсе засыпали, оставив в качестве декоративного лишь один из них. Но, несмотря на то, что пруд остался лишь один, даже сегодня его по привычке называют во множественном числе — Патриаршие.

В начале двадцатого века пруд очистили, благоустроили, а вокруг разбили сквер. В двадцатых годах прошлого века Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала пруды в Пионерские, однако Булгаков со свойственным ему консерватизмом в своем романе он продолжает именовать их по-старому.

В семидесятые годы 20 века в сквере установили памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В двухтысячных по соседству с ним построили детскую площадку. Берега укрепили, из воды выудили весь мусор (и даже, по слухам, выпустили рыбу), вокруг поставили ограду, фонари в стиле девятнадцатого века и новые скамейки — теперь, как-никак, Патриаршие пруды причислены к объектам культурного наследия.

Сегодня Патриаршие пруды тесно и неразрывно ассоциируются с «Мастером и Маргаритой». Каждый день в скверике, разбитом вокруг пруда, можно встретить поклонников романа, которые ищут скамейку, где майским вечером Берлиоз на свою беду заговорил с неизвестным в сером костюме, и пытаются отыскать трамвайные рельсы, на которых спустя короткое время и расстался с жизнью председатель МАССОЛИТа.

20 июня 2012 года на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

Патриаршие прудыПарк культуры и отдыха в Москве

Патриарший пруд. 1920-е гг. На другой стороне пруда видна аллея, где сидели Берлиоз, Иван Бездомный и Воланд