Адрес: г. Москва, пер. Кропоткинский, 13
Станция метро «Парк культуры»
Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к возможным адресам проживания Маргариты. Особняк расположен в тихом переулке. Есть кованая ограда и сад. Однако он слишком большой для инженера и его жены. Не связан с биографией Булгакова. Очень условно может быть назван «готическим». к тому же особняк находится очень далеко от Арбата и маршрут «полета Маргариты» становится слишком затейливым, сложным и не вписывающимся в канву романа.
Этот особняк принадлежал Александре Ивановне Дерожинской (в девичестве Бутикова). Она была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения. В 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сын Павел. Но они разошлись. В 1901 году она вышла замуж за поручика Владимира Валериановича Дерожинского. Для новой семьи она решает построить новый дом и покупает с этой целью земельное владение в Штатном переулке. Проект дома Дерожинская заказала самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. В 1901—1902 годах Шехтель при участии помощника А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, богатая бронзовая арматура и фурнитура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию.
Первый этаж состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О. Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла — мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, «удерживающие» тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком — небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема «леса»: хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете — огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников.
Самой Дерожинской этот дом не принес счастья: ее второй брак распался в 1910 году. Она вышла замуж в третий раз — за Ивана Зимина. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, а затем эмигрировала в Италию. Дальнейшая их судьба неизвестна. Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.
В 2009 году началась реставрация особняка с оградой: на это время посольство Австралии выехало из зданий. В главном доме были проведены работы по укреплению фундамента. Во всех строениях деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия заменили монолитными железобетонными с нанесением антикоррозийного и огнезащитного покрытия. Уникальной особенностью реставрации особняка стало воплощение замысла Шехтеля — украшение интерьеров рисунками Борисова-Мусатова. Оригиналы эскизов обнаружились в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью цифровых технологий рисунки перевели на структурированные обои. Были раскрыты и реставрированы росписи стен и потолков в столовой и главном холле (по фотографиям, хранящимся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева). Особняк стал выглядеть именно таким, каким его хотел видеть гений российского модерна.