Иудея — южная часть Палестины, оккупированная Римом в 65 году до н. э. Он был назван в честь Иуды, четвертого сына Иакова. В 6 году он стал римской провинцией. Резиденция префекта, которую Булгаков назвал «прокуратором», находилась в Кесарии на Средиземном море. Иудея как римская провинция просуществовала до восстания Бар-Кохбы и в 135 году была переименована в Сирию Палестинскую. Административным центром провинции была Кесария, однако значение духовной столицы для местного населения долгое время сохранял Иерусалим.
Ершалаим. Такую транслитерацию названия этого города (вместо обычной «Иерусалим»; еврейск. «владение мира») Булгаков мог найти во многих книгах, например в «Еврейской энциклопедии» и в пьесе С.М. Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины».
Иерусалим был основан царем Давидом около 1000 г. до н. э. на месте древней крепости иевуситов и стал столицей его царства; после распада единого еврейского государства (922 до н. э.) он остался столицей южного царства (Иудеи) и священным городом всех иудеев. В I в. город отличался архитектурным богатством (дворцы, мосты, крепостные сооружения, ипподром, театр и др. общественные здания), насчитывал, по одним оценкам, от 30 до 100 тысяч жителей, по другим — от 200 до 250 тысяч. Главной святыней города был храм.
Страница из тетради «Материалы к роману»
План Иерусалима I века н. э. по книге «A Guide to the Model of Ancient Jerusalem»: 1. Дворец Ирода; 2. Дворец Каиафы; 3. Хасмонейский дворец; 4. Сузские (Золотые) ворота; 5. Гефсиманские, или Св. Стефана (Львиные) ворота; 6. Яффские ворота; 7. Гипподром; 8. Антониева башня
Гефсиманские ворота. Ворота в восточной стене Верхнего Города, в Иерусалиме, называемые также воротами Св. Стефана и Львиными.
Гефсимания — место у подножия Елеонской горы, где находилась масличная давильня (еврейск. гатей шемен — «масличные прессы»). В находившиеся там сады, согласно Евангелию, любил удаляться Христос со своими учениками. В Гефсиманском саду, согласно Евангелию, Иисус был арестован. У Булгакова там был убит Иуда. Описание Гефсимании у Булгакова напоминает рассказ Фаррара: «Самое название "Гефсимания" означает "жом масличный", и она названа была так несомненно от жома для выжимания маслин».
Висячие мосты. Иерусалим расположен на холмах, поэтому некоторые части города соединялись висячими мостами, в частности храм, стоящий на горе Мория, и крепость Барис (позднее переименованная в Антонию), построенная царем Гирканом I (186—104 до н. э.) на утесе высотой в 50 футов за площадью храма.
Гионская долина. Долина Гинном (Енном) подходит к Иерусалиму с юго-запада, близ Солнечных ворот. В языческие времена она была местом человеческих жертвоприношений; иудеи сделали в этом месте свалку нечистот, для уничтожения которых там постоянно горел огонь; название этой долины стало символом вечных мучений грешников в загробном мире («геенна огненная»).
Елеонская гора. Елеонская (от греч. — «олива, маслина»), или Масличная, гора близ Иерусалима, на которой были масличные сады, иначе называвшиеся еще Гефсиманскими.
Хасмонейский дворец. Хасмонеи, или Маккавеи, — династия царей, правивших Иудеей со 142 до н. э. У Ирода было два дворца. Хасмонейский — у Цветочных ворот, ближе к восточной стене Верхнего Города. Обычно называют его, говоря о крестном пути Иисуса. Другой — у Яффских ворот. Именно в том роскошном дворце Булгаков поселил Пилата. (Описание Иродова дворца и изображение его как места, где остановился Пилат и где он совершал свой суд, опирается на данные книги Ф.У. Фаррара.) Обычно место претории Пилата и суда над Христом относят к крепости Антония.
Хевронские ворота. Древнее название: Яффские, или Долинные, ворота. Они находились неподалеку от главного дворца Ирода Великого; расположены на распутье двух дорог, ведущих на Яффу (еврейск. «красота», «высота»), город на берегу Средиземного моря (в настоящее время — пригород Тель-Авива), и на Хеврон, один из древнейших городов Палестины, в 37 км к юго-западу от Иерусалима. Маршрут процессии в описании Булгакова не совпадает с традиционным представлением о крестном пути (Via Dolorosa). Впрочем, и достоверность традиционных представлений давно вызывала сомнение у многих богословов.
Храм. Первый иерусалимский Храм был построен при Соломоне на горе Мория, где, по преданию, Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Этот Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. В 538—516 гг. до н. э. был сооружен второй Храм, впоследствии перестроенный и роскошно украшенный Иродом Великим. «Здание Храма было расширено и перестроено, а его высота удвоена. Ирод увеличил земельной подсыпкой площадь Храмовой горы, для чего возвел вокруг нее подпорные стены из огромных тесаных камней, фрагмент западной части этой стены и стал современной Стеной Плача. Надземная часть подпорных стен со стороны Храма была оформлена в виде крытых колоннад. Южную стену Храмовой горы венчала базиликальная "Царская колоннада", от которой вниз вела роскошная широкая лестница. От прежнего Храма, возведенного Заровавелем, не осталось почти ничего. Перестроенный Храм возвышался на белом мраморном цоколе с лестницей перед главным входом. В Святилище располагались светильник, стол для Хлебов Предложения и Жертвенник» (Штереншис. История города Иерусалима).
Надо сказать, что жители Иерусалима поначалу с опаской встретили задуманную Иродом грандиозную реконструкцию. «Им стало казаться, что идумей Ирод, римский лизоблюд, задумал не перестроить, а разрушить их исконный, с персидских времен любимый Храм. Ирод же тянулся за римской культурой и архитектурой, и ему маленький неказистый насквозь дымом пропахший Храм, с копотью, въевшейся в камни, казался совсем никудышным зданием. Все же, понимая настроения жителей и их подозрительность к своей персоне, царь сначала заготовил все стройматериалы для нового Храма у всех на виду, а потом уже начал перестройку и реконструкцию» (Штереншис. История города Иерусалима. С. 102—103).
Второй Храм был разрушен в 70 г. н. э. при взятии Иерусалима Титом. При описании второго Храма Булгаков опирался на Фаррара и Ренана, о чем свидетельствуют записи в тетради «Материалы к роману»: «Храм строился с 20 г. до Р.Х. по 62 г. по Р.Х.; в храме были "десять ворот, обложенных золотом и серебром... ворота... из коринфской бирюзы... портики... колоннады... камни из красного и белого мрамора" (Фаррар: 650); "...гору Мория и блестящую перспективу террас храма и крыш, покрытых блестящими сверкающими чешуйками... при восходе солнца сверкающая гора ослепительно сияла и представлялась глыбой снега и золота" (Ренан: 252)».