Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами. Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. «Как Понтий Пилат!» — подумалось Ивану.
Профессор Александр Николаевич Стравинский — один из второстепенных персонажей романа. Он является диретором знаменитой психиатрической клиники недалеко от Москвы, подобной которой в те годы в России не было и быть не могло. В этой же клинике находит убежище от навалившихся на него несчастий мастер. В эту клинику попадает Иван Бездомный после безумной погони за Воландом и его свитой, сюда же привозят и всех пострадавших от действий Коровьева и Бегемота — конферансье Жоржа Бенгальского, управдома Никанора Ивановича, поющих хором сотрудников зрелищной комиссии, администратора Варенуху и финдиректора Римского. После успешного лечения их удается вернуть к нормальной жизни.
Профессор Стравинский — однофамилец композитора Игоря Федоровича Стравинского (1882—1971), а также его отца Федора Стравинского, солиста Мариинского театра, исполнителя ролей Мефистофеля в опере Гуно «Фауст» и в опере Бойто «Мефистофель». Он также однофамилец врача Г.Ф. Стравинского, вместе с которым работал Булгаков во время Первой мировой войны в госпитале в Каменец-Подольске.
Прототипы Стравинского
Исследователи творчества Булгакова называют несколько возможных прототипов профессора Стравинского. Борис Соколов наиболее вероятным прототипом считает Григория Ивановича Россолимо, возглавлявшего лабораторию экспериментальной психологии при Неврологическом институте. Соколов полагает, что у Стравинского был и литературный прототип — врач-психиатр Равино из рассказа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», позднее переработанного в роман.
Борис Мягков считает, что возможным прототипом Стравинского был профессор Евгений Константинович Краснушкин, известный психиатр, ученик П.Б. Ганнушкина, с 1931 г. и до конца жизни — заведующий психиатрической клиникой Московского областного клинического института, автор книг «Судебно-психиатрические очерки» и «Преступники-психопаты», которые, вероятно, читал Булгаков. Особенно много занимался Краснушкин лечением различных форм шизофрении, изобрел комбинацию успокаивающих средств, так называемую «смесь профессора Краснушкина».
Относительно фамилии профессора, совпадающей с фамилией известного композитора Игоря Стравинского, Мягков делает любопытное предположение: «Сам образ вымышленной лечебницы с ее настойчиво подчеркнутыми чудесами автоматизации приобретает сказочно-фольклорную интонацию, связанную явно также с фамилией И. Стравинского, автора популярнейших в 20-е годы балетов на русскую тему: "Весны священной", "Петрушки", "Свадебки", "Жар-птицы". То есть эта клиника — своего рода избушка на курьих ножках "без окон, без дверей", где окно из небьющегося стекла, в которое тщетно пытался выпрыгнуть Бездомный (Иван — как сказочный Иванушка), и раздвигающиеся стены вместо дверей».
Цитатный образ Стравинского
Полное имя доктора — Александр Николаевич Стравинский:
«...Вот, Александр Николаевич, — негромко сказал кто-то в опрятной бородке и подал главному кругом исписанный Иванов лист...»
Доктор Стравинский является главным врачом психиатрической клиники где-то под Москвой:
«...в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки...»
«...Он узнал сразу в пелене дождя здание клиники Стравинского...»
«...— И вы — здесь главный? — продолжал Иван. Стравинский и на это поклонился...»
Господин Стравинский носит звание профессора:
«...повторенное здесь профессором Стравинским...»
«...— Вы — профессор? На это Стравинский предупредительно-вежливо наклонил голову...»
Доктор Стравинский является гениальным психиатром, знаменитым специалистом:
«...Стравинский умница и знаменитость и что иметь с ним дело чрезвычайно приятно...»
«...даже Стравинский, гениальный психиатр, вам, конечно, не поверил...»
Возраст доктора Стравинского — около 45 лет:
«...человек лет сорока пяти...»
О внешности доктора Стравинского известно следующее:
«...вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат...»
«...привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк...»
«...Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами...»
«...тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана...»
Доктор Стравинский является вежливым человеком:
«...с <...> вежливыми манерами...»
Стравинский — дружелюбный, милый мужчина:
«...Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно...»
«...Главный, по-видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и радоваться всему, что бы ни говорили ему окружающие, и выражать это словами «Славно, славно...».." Доктор Стравинский — умный, понятливый человек:
«...Знакомый Понтия Пилата? — спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью...»
«...Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные...»
«...Иван еще раз подумал: "Положительно умен"...»
Господин Стравинский — гуманный, отзывчивый человек:
«...когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю. Он гуманен и просто хочет утешить меня...»
Образ Стравинского в кинематографе
Игорь Кваша в роли Стравинского в фильме «Мастер и Маргарита» (1994) (в киноверсию не вошел)
Евгений Весник в роли психиатра в фильме «Мастер и Маргарита» (1994) (в киноверсии в титрах — Стравинский)
Василий Ливанов в роли Стравинского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Василий Ливанов в роли Стравинского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Леонид Ярмольник в роли доктора Стравинского в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)