...Маргарита повернула голову в сад и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича. Он сидел на скамейке, и по всему было видно, что он опустился на нее внезапно. Пенсне на его лице как-то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках.
Николай Иванович — второстепенный персонаж романа, сосед Маргариты. Он жил на первом этаже особняка, в котором находилась квартира Маргариты. Во время подготовки к Весеннему балу полнолуния Маргарита, ставшая при помощи волшебного крема ведьмой, показывается ему обнаженной в окне, затем улетая на половой щетке на бал Сатаны, накинула на него ночную сорочку. Николай Иванович, потеряв голову от увиденного, поднялся в квартиру Маргариты. Там он обнаружил обнаженную домработницу Наташу, которая, также намазавшись волшебным кремом, превратилась в прекрасную ведьму. Потрясенный ее красотой Николай Иванович стал предлагать ей любые богатства за ее ласку. Наташа, расшалившись, мазнула его кремом и Николай Иванович к своему ужасу превратился в борова. Наташа оседлала его и полетела вслед за Маргаритой.
После окончания бала он возвращается в свое обычное состояние и требует у Воланда справку для предоставления в милицию и супруге, что он «был привлечен туда в качестве перевозочного средства». То, что этим «перевозочным средством» оказался боров, — не случайно. «Шабаши ведьм приурочивались к старым языческим праздникам, в немецкой традиции — к первой майской ночи (Вальпургиева ночь), некогда посвященной Фрее, которая тоже носилась по воздуху на борове. В «Фаусте» Гёте описан полет старухи Буабо на «матушке-свинье», мотив оседлания человека и полет на нем встречается у Гоголя (например, «Вий»), а в «Леонардо да Винчи» Д. Мережковского одна из участниц шабаша кричит: «Боров, боров, ко мне!».
Николай Иванович был человеком самым обычным и скучным, но события той майской ночи оставили в его душе смутные чувства, которые в лунные ночи становились очень яркими. В эпилоге романа описывается то, как Николай Иванович в такие ночи выходит во двор, садится на скамейку и, глядя в окна верхнего этажа, вспоминает с сожалением то, как он упустил возможность остаться с Наташей, ставшей ведьмой.
Цитатный образ Николая Ивановича
Николай Иванович является соседом главной героини романа Маргариты:
«...Маргарита повернула голову в сад и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка...»
О внешности Николая Ивановича известно следующее:
«...сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица...»
«...Пенсне на его лице как-то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках...»
«...Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком, вдруг усмехнулся дикой усмешкой, поднялся со скамейки и, очевидно, не помня себя от смущения, вместо того, чтобы снять шляпу, махнул портфелем в сторону...»
«...ему намазала лысину...»
Он является почтенным человеком:
«...Лицо почтенного нижнего жильца...»
Николай Иванович — пожилой человек:
«...Чего я испугался, старый осел!..»
«...пожилого и солидного человека...»
Он женат, его жену зовут Клавдией Петровной:
«...Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает...»
Николай Иванович — скучный человек:
«...Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович, — продолжала Маргарита, — вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам этого не могу...»
После превращения домработницы Наташи в прекрасную ведьму женатый Николай Иванович предлагает быть с ним:
«...что говорил, на что сманивал! Какие деньги сулил. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает...»
В ночь, когда Воланд устраивает бал, Наташа в шутку мажет Николая Ивановича волшебным кремом. Мужчина тут же превращается в летающего борова и вместе с Наташей летит на бал:
«...Наташа мазнула кремом Николая Ивановича и сама оторопела от удивления. Лицо почтенного нижнего жильца свело в пятачок, а руки и ноги оказались с копытцами...»
«...Она <...> летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на шнуре, а шляпа то и дело наезжала борову на глаза...»
После бала Николай Иванович снова превращается в человека:
«...На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен...»
После случившегося мужчина становится «жертвой луны» и в каждое полнолуние весной ведет себя странно:
«...он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте...»
«...всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. <...> полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное. <...> вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать: — Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..»
«...вот еще одна жертва луны... Да, это еще одна жертва...»
Николай Иванович не может простить себе того, что не улетел тогда с Наташей, а остался с женой:
«...Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!..»
Образ Николая Ивановича в кинематографе
Вадим Лобанов в роли Николая Ивановича в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Вадим Лобанов в роли Николая Ивановича в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)