— ...Московская портниха, мы все ее любим за неистощимую фантазию... держала ателье и придумала страшно смешную штуку: провертела две круглые дырочки в стене...
— А дамы не знали? — спросила Маргарита.
— Все до одной знали, королева, — отвечал Коровьев. — Я в восхищении!..
Коровьев на балу представил некую московскую портниху, в своем ателье устроившую так, что все желающие подсмотреть за переодевающимися женщинами. Имя предприимчивой портнихи в романе не называется. В рукописной версии романа Коровьев об этой женщине немного подробнее:
— ...Московская портниха, приятнейшая женщина, мы все ее любим за неистощимую фантазию. Держала ателье и придумала страшно смешную штуку — провертела круглые дыры в стене той комнаты, где дамы примеривали туалеты. Бокал шампанского! Я в восхищении!
— И они не знали?
— Все до единой знали. Я в восхищении!
Этот персонаж романа напоминает героиню пьесы Булгакова «Зойкина квартира» Зою Пельц, устроившую в своей квартире подпольный бордель. В свою очередь, у Зои Пельтц было сразу несколько прототипов. Исследователями творчества Булгакова назывались несколько реально живших лиц:
1. Содержательница притона Зоя Петровна Шатова. Она была арестована в Москве весной 1921 года. При ее аресте были также задержаны поэты Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин. Они оба были арестованы и посажены в тюрьму вместе с другими «зойкиными» гостями-клиентами. Этот случай был рассказан в книге мемуаров А. Мариенгофа «Роман без вранья» в трагикомическом эпизоде, связанным с Сергеем Есениным весной 1921 года: «На Никитском бульваре в красном каменном доме на седьмом этаже у Зои Петровны Шатовой найдешь не только что николаевскую белую головку, «Перцовку» и «Зубровку» Петра Смирнова, но и старое бургундское и черный английский ром. Легко взбегаем на нескончаемую лестницу. Звоним условленные три звонка. Открывается дверь. Смотрю: Есенин пятится... В коридоре сидят с винтовками красноармейцы. Агенты проводят обыск...».
Эта версия считается основной после публикации в 10 номере журнала «Огонек» за 1929 год статьи следователя ЧК Самсонова «Роман без вранья + Зойкина квартира». В статье говорилось: «Зойкина квартира существовала в действительности. У Никитских ворот, в большом красного кирпича доме на седьмом этаже посещали квартиру небезызвестной по тому времени содержательницы популярного среди преступного мира, литературной богемы, спекулянтов, растратчиков, контрреволюционеров специального салона для интимных встреч Зои Шатовой. Квартиру Зои Петровны Шатовой мог посетить не всякий. Она не для всех была открыта и доступна. Свои попадали в Зойкину квартиру конспиративно, по рекомендации, паролям, условным знакам. Для пьяных оргий, недвусмысленных и преступных встреч Зойкина квартира у Никитских ворот была удобна: на самом верхнем этаже большого дома, на отдельной лестничной площадке, тремя стенами выходила во двор, так что шум был не слышен соседям. Враждебные советской власти элементы собирались сюда как в свою штаб-квартиру, в свое информационное бюро».
2. Зоя Буяльская. Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская утверждала, что основой сюжета пьесы Булгакова послужила заметка в ленинградской «Красной газете» о раскрытии милицией карточного притона Зои Буяльской, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. Следует отметить, что эту заметку исследователи творчества писателя не была обнаружена, так что версия представляется сомнительной.
3. Адель Адольфовна Тростянская, организовавшая в Ленинграде притон и дом свиданий под видом пошивочной мастерской и массажно-маникюрного кабинета. Судебный процесс над Тростянской освещался в октябре 1924 года «Красной газетой». Дело было поставлено широко. 27-летняя бывшая баронесса Тростянская для привлечения новых посетителей салона публиковала в газете объявления о массаже и уроках французского языка для взрослых. Хозяйка салона, ее компаньонки (Кукушкина, Селяминова-Урванцева, Брувер, Генчке) и компаньоны (Гурвич и именовавшийся в процессе как «главный развратник» Борис Борисович Сечинский) были осуждены.
Московская портниха в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)