— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. — Она своими руками сшила ее мне, — таинственно добавил он.
Мастер является одним из главных героев знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». У героя нет имени — он просто мастер. Он равнодушен к одежде, и Булгаков почти не упоминает о таких деталях, как пальто или обувь персонажа; единственный запоминающийся атрибут — это его «печальная черная шапочка с желтой буквой "М"», что означает «Мастер». Он живет в Москве. Это высокообразованный человек, знающий несколько иностранных языков, по профессии историк, работавший в одном из московских музеев. Однажды он выиграл в лотерею сто тысяч рублей, после чего бросил работу, поселился в жилом подвале небольшого особнячка, купил сотни книг и посвятил все свое время созданию исторического романа о Понтии Пилате (римском префекте в Иудее, который, согласно христианским Евангелиям, подтвердил смертный приговор Иисусу из Назарета) и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри.
Изучение черновиков писателя показало, что в процессе работы над романом образ мастера у Булгакова менялся. Сначала это был безымянный поэт, в облике которого просматривались черты самого Михаила Афанасьевича: «Лицо заросло щетиной… хорошо знакомый рыжеватый вихор». Позже в описании героя стало проявляться некоторое сходство с Гоголем: «Худой и бритый блондин с висящим клоком волос и с острым птичьим носом». Наконец, в итоговом варианте возник герой, портретная узнаваемость которого, по словам Лидии Яновской, была сглажена и заретуширована: в больничную комнату Ивана Бездомного вошел «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами… человек лет примерно тридцати восьми».
В один из весенних дней мастер встречает Маргариту, которая вскоре становится его «тайной женой», именно она называет писателя мастером. Роман о Пилате вскоре был написан, но попытка его напечатать закончилась неудачно. После публикации фрагмента романа, «этого проклятого вкладного листа в газету», со стороны профессиональных литераторов против самого произведения и его автора поднялась волна критики. Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошел с ума и в один из моментов отчаяния сжег свой роман. Один из знакомых мастера, Алоизий Могарыч, написал ложный донос, чтобы занять его квартиру. В результате расследования мастер был освобожден, но, лишившись квартиры, денег и смысла жизни, он решает найти покой в психиатрической больнице доктора Стравинского, где знакомится с поэтом Иваном Бездомным. Именно Ивану мастер рассказывает историю своей жизни.
Маргарита, не имея известий о местонахождении своего возлюбленного, помогла Воланду с его ежегодным балом и в награду тот возвращает ей мастера. Роман заинтересовал Воланда. Он возвращает писателю сожженные рукописи, а также предоставляет мастеру и его возлюбленной Маргарите место вечного покоя и уединения.
В эпилоге романа о Мастере написано: «Но вот что осталось совершенно неясным для следствия — это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Этого установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мертвой кличкой: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса"».
Прототипы мастера
Наиболее очевидным прототипом для мастера является сам Булгаков. В главе 13 герой описывается как человек 38 лет. В этом возрасте Михаил Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту». Булгаков также сжег первую редакцию своего романа и, даже написав его заново, понимал, что опубликовать это произведение в СССР было почти невозможно. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». 1 октября 1932 года отрывок из пьесы «Бег» был напечатан в ленинградской «Красной газете» и подвергнут жесточайшей критике. Стоит отметить, что кампания, развернутая против «Бега» в 1928—1929 гг., привела в конечном счете к снятию с репертуара всех пьес драматурга.
В архиве Булгакова были найдены вырезки из газеты «Рабочая Москва», в том числе статья критика Александра Робертовича Крипса, писавшего под псевдонимом Александр Робертович Орлинский, в которой он утверждал: «Мы будем бастовать и бороться против булгаковщины!». Булгаков перефразирует эту атаку на него в «Мастере и Маргарите», когда пишет, что критик Лаврович выступил с призывом «бастовать и бороться против пилатчины».
«Мастер и Маргарита» имеет множество отсылок, которые связывают характер мастера с самим Булгаковым. Подвал, в котором герой пишет свой роман, идеально соответствует небольшому дому братьев Сергея и Владимира Топлениновых в Мансуровском переулке 9 в Москве, куда любил приезжать Булгаков и где он также работал над «Мастером и Маргаритой». А персонаж Маргариты появляется в романе только в 1929 году, вскоре после того, как Михаил Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной в реальной жизни.
В ранних версиях «Мастера и Маргариты» Булгакова роль мастера была несколько иной, героя звали Феся, и он был философом, интересовавшимся дьявольщиной из Средневековья и итальянского Возрождения. Феся был занят демоническими силами гораздо больше, чем мастер в поздних версиях романа, он был гораздо ближе к Фаусту Иоганна Вольфганга фон Гете.
Один из исследователей творчества Булгакова Альфред Барков предлагает альтернативную трактовку образа мастера: «Зловещий смысл (понятия "мастер") становится очевидным, если учесть, что Система подразумевала под ним писателей, готовых наступить на горло своей песне и создавать угодные ей творения». По мнению Альфреда Баркова, прототипом для мастера также стал Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) — пролетарский писатель № 1. Барков считает, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Однако стоит отметить, что однозначно датировать события московской сюжетной линии романа невозможно.
Вместе с тем у мастера много и других, самых неожиданных прототипов. Его портрет: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос», выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем. Обращенные к мастеру слова Воланда: «А чем же вы будете жить?» — это парафраз известного высказывания поэта и журналиста Николая Алексеевича Некрасова, адресованного Гоголю и относящегося к 1848 году: «Но надобно и на что-то жить». Сожжение же мастером своего романа ориентировано не только на сожжение Булгаковым в марте 1930-го ранней редакции будущего «Мастера и Маргариты», но и на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ».
Высказывается и точка зрения, согласно которой прототипом Мастера мог быть знаменитый философ А.Ф. Лосев. Вдова философа А.А. Тахо-Годи считает такое предположение «преувеличением», но не исключает, что отдельные внешние характерные черты Лосева — ношение черной шапочки, которую можно воспринимать и как «академический» головной убор, и как монашескую скуфью (Лосев принял тайный монашеский постриг), могли быть использованы Булгаковым при создании образа Мастера.
Черная шапочка мастера
В 13-й главе «Явление героя» пред Иваном Бездомным впервые предстают мастер и его черный головной убор.
«— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.
Гость потемнел лицом и пригрозил Ивану кулаком, потому сказал:
— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно замусоленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. — Она своими руками сшила ее мне, — таинственно добавил он».
Следующий раз, когда мастер и его головной убор снова явлены читателю, приходится на главу 24 — «Извлечение мастера». Здесь Воланд распорядился исполнить просьбу Маргариты вернуть ей любовника, и ночной Иванушкин гость оказался в доме N 302-бис, что на Садовой улице. «Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался». Мастер и Маргарита снова соединились, чтобы уже никогда более не расставаться, не на земле, правда, а в той неведомой стороне, куда указал дорогу сам Воланд. «Прощение и вечный приют» — так называется заключительная глава романа. Пилат получил прощение, мастер — вечный приют тишины и свободы, а читатель — третью, и последнюю, возможность встретиться с героями, а также возможность убедиться, что и здесь мастер не расстается с шапочкой («Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах» — так говорила Маргарита, «идя с мастером по направлению к вечному их дому»).
Как видим, шапочка на голове булгаковского избранника неизменна, она столь неотделима от героя, что писатель даже не побоялся тревожить эстетические чувства своих читателей, вновь и вновь поминая ее, шапочки, засаленность. В романе нет описания, как выглядела черная шапочка мастера. Можно лишь предположить, что головной убор, сшитый Маргаритой, выглядел как ученая ермолка. Такие были популярны в среде ученых и философов. Эта традиция сохранялась до середины 20-го века.
Черная шапочка мастера с вышитой на ней желтой буквой «М» может указывать на автобиографичность образа главного героя. Судя по воспоминаниям мемуаристов (в частности, В. Виленкина), Булгаков любил носить дома шапочку. На фотографиях он иногда в тюбетейке. Во время пребывания его в Коктебеле в 1925 г. жена Волошина Мария Степановна подарила ему шапочку с нашитыми на нее камушками. В этой шапочке он изображен на портрете А.П. Остроумовой-Лебедевой. А буква «М» — это не только первая буква слова «Мастер», но и начальная буква имени Булгакова, а также фамилии другого автобиографического героя — Максудова.
Цитатный образ мастера
Возраст мастера — около 38 лет:
«...человек примерно лет тридцати восьми...»
Имя и фамилия мастера в романе не указаны:
«...Я — мастер...»
«...У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни...»
«...Тот, кто называл себя мастером, работал...»
«...Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше...»
Мастер — это прозвище героя. Почему мастера зовут именно мастером? Маргарита называет его мастером за его писательский талант:
«...почему Маргарита вас называет мастером? — спросил Воланд. <...> — Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал...»
«...Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером...»
Описание внешности Мастера:
«...с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми...»
«...засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М"..»
«...печальная черная шапочка с желтой буквой "М"..»
«...Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей...»
«...седые нитки в голове и вечная складка у губ...»
«...Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами...» (халат из клиники)
«...он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи...»
У Мастера беспокойные и дикие глаза:
«...вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца...»
«...стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами...»
«...встревоженными глазами...»
«...взор больного стал уже не так дик и беспокоен...»
«...Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня...»
Одежда Мастера в психиатрической клинике:
«...На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат...»
«...Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался...»
«...мастер был в своем больничном белье...»
Характер и биография Мастера Мастер:
«...ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!..»
«...ломать свою жизнь с больным и нищим?..»
Мастер одинокий человек. Он живет один в Москве, у него нет родных:
«...я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда...»
«...Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...»
Он — историк по образованию. Когда-то Мастер работал в музее:
«...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев...»
Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами:
«...а кроме того, занимался переводами...»
«...Я знаю пять языков, кроме родного, — ответил гость, — английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-итальянски...»
Мастер — нервный и тревожный человек:
«...Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель...» ...
«...Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил...»
Мастер не любит шум и драки:
«...вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик...»
«...Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда...»
Мастер — недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми:
«...я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен...»
«...ах, ты, маловерный, несчастный человек...»
Мастер — наблюдательный человек:
«...Наблюдательность его ему не изменила...»
Он любит книги, у него дома хранятся сотни книг:
«...тряпкой вытирала сотни пыльных корешков...»
Мастер — романтический писатель:
«...романтический мастер!..»
«...о, трижды романтический мастер...»
Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имени:
«— Вы были женаты? — Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню».
Как Мастер пишет роман о «Понтии Пилате»? Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
«...И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей...»
«...получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!..»
На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
«...Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой...»
«...Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате...»
«...год тому назад я написал о Пилате роман...»
Мастер завершает свой роман. Но его не публикуют. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа:
«...какой-то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером...»
Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера:
«...Искалечили, искалечили...» (о критиках, которые «искалечили» Мастера)
«...Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним...»
«...в другой газете за подписью Мстислава Лавровича...»
«...я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна — Латунского, а другая — подписанная буквами «Н. Э.»...»
Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
«...и я боюсь. Я болен. Мне страшно...»
«...Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания...»
«...Я стал человеком, который уже не владеет собой...»
«...страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас... Мастер болен настолько, что видит галлюцинации:
«...Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации...»
«...мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами...»
«...Проснулся я от ощущения, что спрут здесь...»
Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
«...Я возненавидел этот роман...»
«...я сжег его в печке...»
«...Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь...» В конце концов Мастер попадает в психиатрическую клинику. Он сам туда приходит:
«...Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие!..»
«...я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата...»
«...И вы и я — сумасшедшие, что отпираться!..»
Мастер лежит в клинике уже 4 месяца, когда Воланд посещает Москву. Мастер лежит в палате № 118 по соседству с поэтом Бездомным:
«...И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо...»
«...в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну...»
Мастер много страдает из-за своего романа:
«...ах, моя, моя много страдавшая голова...»
«...Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна...»
«...Он мне ненавистен, этот роман, — ответил мастер, — я слишком много испытал из-за него...»
После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить:
«...ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он опять положил руку на голову Маргариты, — меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал...»
Мастер не любит вспоминать о своем романе, мысли о нем вызывают у него дрожь:
«...Ах нет, нет, — болезненно дернувшись, ответил гость, — я вспомнить не могу без дрожи мой роман...»
Воланд помогает мастеру обрести покой. Он переселяет Мастера и Маргариту в иной мир — в место, где героев ждет вечный покой:
«...А, понимаю, — сказал мастер, озираясь, — вы нас убили, мы мертвы...»
«...Скончался сосед ваш сейчас, — прошептала Прасковья Федоровна...»
«...сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, — тут Иванушка таинственно улыбнулся, — это женщина...»
Цитаты Мастера
Впрочем, вы... вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
* * *
— Вы были женаты?
— Ну да, вот же я и щелкаю... На этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое...
* * *
С желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
* * *
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
* * *
Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал уже с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы.
* * *
...вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен...
* * *
Я знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.
* * *
Да, да, представьте себе, я, в общем, не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен, и — представьте себе, при этом обязательно ко мне проникает в душу кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне-то черт знает на что похожий, и он-то мне больше всех и понравится.
* * *
Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах.
* * *
Перед нею... легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письма, имея такой адрес?.. Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен.
* * *
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
* * *
Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!
* * *
...вообще не бывает так, чтобы все стало, как было...
Образ мастера в кинематографе
Уго Тоньяцци в роли мастера в фильме IL Maestro e Margherita (Югославия, 1972)
Олег Борисов в роли мастера в фильме «Мастер» (СССР, 1987)
Владислав Ковальский в роли мастера в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)
Виктор Раков в роли мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)
Александр Галибин в роли мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Евгений Цыганов в роли мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)
Евгений Цыганов в роли мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)
Евгений Цыганов в роли мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)
Встреча на Патриарших прудах. Фильм «Мастер» (СССР, 1987)
Мастер и Иван Бездомный в психиатрической лечебнице. Фильм «Мастер» (СССР, 1987)
Сцена после бала. Фильм «Мастер» (СССР, 1987)
Разговор Мастера и Ивана Бездомного о стихах. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)
Встреча Мастера и Маргариты. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)
Иллюстрации
Больше иллюстраций здесь.