Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. <...> Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Иван Бездомный (настоящее имя — Иван Николаевич Понырев) — персонаж романа «Мастер и Маргарита», поэт, в дальнейшем сменил род деятельности, перестал сочинять стихи, увлекся историей, стал профессором Института истории и философии. Вместе с Берлиозом они были первыми москвичами, встретившихся с Воландом после его прибытия в Москву. В начале романа Бездомный — молодой, но уже известный поэт, член МАССОЛИТа. Согласно описанию, он «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек». Его характерная черта — полное невежество. По заказу редактора художественного журнала Михаила Берлиоза Иван пишет антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.
Роман начинается с разговора Бездомного и Берлиоза на Патриарших прудах. Они обсуждают образ Иисуса в поэме Бездомного. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэму следовало полностью переписать. Главной претензией было то, что в ней автор представил Иисуса Христа в образе отрицательного героя, а следовало дать понять читателю, что этой личности вовсе не существовало. Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.
Иван стал свидетелем предсказанной незнакомцем гибели Берлиоза под трамваем. После этого он пытается догнать Воланда и его приспешников, при этом совершает странные поступки: купается в Москва-реке, врывается в чью-то коммунальную квартиру, где крадет бумажную икону и свечку. После безуспешной погони он отправляется в ресторан писателей «Грибоедов». Там он появляется в подштанниках, со свечкой в руках и иконкой на груди, призывает найти и поймать дьявола-консультанта, грубит коллегам, бросается на них с кулаками. После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, окружающие принимают Бездомного за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. В клинике Иван встречается с мастером, который оказался в ней из-за написанного им романа о Понтии Пилате. Мастер рассказывает Бездомному свою историю. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его стихи чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. О дальнейшей судьбе Ивана Понырева автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал профессором Института истории и философии, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся. Тогда он идет на Партриаршие пруды, а затем к особняку, в котором когда-то жила Маргарита, и смотрит на его окна.
Образование Ивана Понырева
Поэт Бездомный в начале романа — малокультурный субъект, собирающийся, например, отправить давно умершего философа Канта на Соловки, в тюрьму. Он пытается писать антирелигиозные поэмы, пишет какие-то стишки, пользующиеся, однако, спросом: их печатают в «Литературной газете» с портретом автора. Малообразованность Ивана иронически подчеркивается: он не знает о Мефистофеле и Фаусте ни по книгам, ни по опере, — «полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать» поэму об Иисусе Христе.
Протодиакон Андрей Кураев в своей книге так описывает образовательный уровень Бездомного: «Ивану было 23 года. Значит, он родился в канун мировой войны, в школу до революции пойти не успел. Школьный его возраст приходился на годы революции, гражданской войны и разрухи. Все его образование — начально-советское <...> когда советская система образования еще не сложилась, а классическая система была уже разрушена. Что с историей Иванушка был знаком плохо, показывает то, что вполне расхожие речи Берлиоза про древних богов и их взаимное сходство Иван слушает как совершеннейшее откровение <...> Он не читал Евангелия и впервые пробует это делать в психбольнице <...> Про композитора Берлиоза он не слыхал. О шизофрении ему предстоит получить первую информацию уже в психушке <...> С "Фаустом" (будь то Гете, будь то Гуно) не знаком <...> "Илиаду" <...> не узнает и не понимает. И раз уж он был намерен Канта послать в Соловки, то ничего Иванушка не знал ни о времени жизни Канта, ни о его национальности, ни о его философии. Иностранных языков не знает».
В эпилоге Иван Николаевич Понырев — сотрудник института истории и философии, профессор. Протодиакон Андрей Кураев уточняет место его работы: «С 1936 года Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР работали в одном здании по адресу Волхонка, 14. Как раз между домом Пашкова и взорванным Храмом Христа Спасителя». Также он полемизирует с теми, кто считает, что Иван Понырев стал ученым-историком: «За семь лет пройти путь от невежественного поэта-атеиста до профессора — это из области тех чудес, которые могли иметь место только в ненавистной Булгакову Советской России. Столь стремительную карьеру в гуманитарных науках делали только товарищи, доказавшие свою исключительную преданность линии партии. Для историка такая стремительная карьера невозможна. А вот для идеолога-философа в те годы она была весьма вероятна. Нет, не историк профессор Понырев, а философ. "Красный профессор", "выдвиженец". И раз он философ столь успешный, карьерный, то, значит, философ-сталинец, то есть воинствующий атеист».
Прототипы Ивана Бездомного
Иван Николаевич Понырев, пишущий «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный, типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов), Михаил Голодный (Эпштейн), Иван Приблудный (Яков Овчаренко) и т. п. Во времена Булгакова такие громкие, говорящие псевдонимы были популярны среди народных поэтов. Такие псевдонимы, как «Бедный» или «Бездомный», указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную «нищету» и «бездомность». Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ «крестьянского» поэта, человека «из низов», поэтому выбирает себе такой псевдоним. Псевдоним «Бездомный» взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете «Гудок». По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете «Гудок».
Возможно, толчком к созданию образа Ивана Бездомного и связанной с ним сюжетной линии послужило описание одного случая из психиатрической практики профессора Е.К. Краснушкина (хорошего знакомого Булгакова и вероятного прототипа профессора Стравинского). В своей книге «Судебно-психиатрические очерки» в главе «Шизофрения» он так его описывал: «Литератор, поэт, 23 года, летом 1924 года у себя в комнате однажды увидел черта, который назвал себя по фамилии, вел с ним беседу; черт уговаривал его бежать по улице с топором... Больной взял топор и побежал по Тверской, был остановлен и арестован. В камере в тюрьме ему явился черт... Себя он считает Савонаролой, в нем три лица, потому что ему являлся черт; у него в космическом масштабе анархия, победа духа над плотью, прийти к небытию, чтобы не было однообразия и пошлости, суеты сует — это трагедия века, надо находить формулу, истину, необходим новый Магомет-Христос... Сам он пережил уже все, он уже в прошлом, он уже был рожден римским императором...
Больной этот ведет себя манерно, закатывая глаза, поднося руку к голове, как бы отдавая честь... здесь происходит расщепление психических процессов. По этой характерной для описываемой болезни черте она носит название шизофрения: "шизо" означает расщепление, "френос" — душа, ум».
Кто же из реальных и современных Булгакову людей того времени мог послужить прообразом Ивана Николаевича Бездомного (Понырева)? Однозначно трудно ответить, даже, если привлечь его имена из ранних редакций романа: Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный, Палашов, Покинутый. По мнению исследователей, в образе поэта Бездомного отражены черты многих поэтов того времени: Демьяна Бедного и «пролетарского поэта» Безыменского, Старцева, Приблудного. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Кроме этого, есть и другие версии.
Одним из прототипов Ивана Бездомного считается поэт Александр Ильич Безыменский, чей псевдоним, ставший фамилией, спародирован в псевдониме Бездомный. Безыменский выступал с резкими нападками на «Дни Турбиных», а его пьеса «Выстрел» пародировала это булгаковское произведение. «Выстрел» был высмеян в эпиграмме Владимира Маяковского, где о Безыменском было сказано достаточно резко: «Уберите от меня этого бородатого комсомольца!..» Ссора Безыменского и Маяковского спародирована в ссоре Бездомного с поэтом Александром Рюхиным (прототипом последнего послужил Маяковский).
По мнению некоторых булгаковедов предсказание Воланда, что Иван Бездомный окажется в сумасшедшем доме, восходит к роману английского писателя Чарльза Мэтьюрина «Мельмот Скиталец». Там один из героев, некий Стентон, встречается с Мельмотом, продавшим душу дьяволу. Мельмот предсказывает, что их следующая встреча произойдет в стенах сумасшедшего дома ровно в двенадцать часов дня. Вскоре родственники Стентона отправляют его в сумасшедший дом, причем это вызвано «постоянными разговорами его о Мельмоте, безрассудной погоней за ним, странным поведением в театре и подробным описанием их необыкновенных встреч, которые делались с глубочайшей убежденностью». В лечебнице Стентон сначала буйствует, но потом решает, что «самым лучшим для него будет прикинуться покорным и спокойным в надежде, что с течением времени он либо умилостивит негодяев, в чьих руках он сейчас оказался, либо, убедив их в том, что он человек безобидный, добьется себе таких поблажек, которые в дальнейшем, может быть, облегчат ему побег».
Сходство Ивана Бездомного с Демьяном Бедным на первый взгляд не кажется очевидным. Однако вполне возможно, что поэт-сатирик Ефим Александрович Придворов (Демьян Бедный) мог отразиться в булгаковском зеркале как Иван Николаевич Понырев (Иван Бездомный). Кроме некоторого фонетического совпадения псевдонимов, Демьян — Иван, Бедный — Бездомный, можно отметить еще стилевую игру самих фамилий Придворов — при дворе (то есть как бы без дома) и Бездомный — так же без дома. Демьяном Бедным написано множество антирелигиозных произведений, а Бездомный к моменту начала романа только что закончил заказанную ему большую поэму о Христе.
О поэте Иване Приблудном следует сказать особо. Его настоящее имя Яков Петрович Овчаренко, в описываемое Булгаковым время ему было около 25 лет (почти как и Бездомному), и входил он в литературу, в московский литературный быт как начинающий крестьянский поэт, поддержанный С.А. Есениным. Печатали его достаточно охотно, но первым его довольно слабым стихам вполне соответствует самооценка своих стихов самим Иваном Бездомным: «Они — чудовищны». Современники Ивана Приблудного вспоминают о нем как о ближайшем друге и спутнике С. Есенина, его «оруженосце и Лепорелло». Спутнике, в том числе в загулах по ресторанам, сопровождающихся кутежами и драками.
Почти вылеченный от безумия поэт сдерживает слово, данное Мастеру: не писать больше стихов. Прощаясь с ним перед полетом к последнему приюту, герой романа называет Ивана учеником. И в эпилоге это уже солидный ученый, сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Есть мнение, что у этого, уже нового, персонажа другой прообраз — друг и первый биограф Булгакова профессор филологии Павел Сергеевич Попов. Нет сомнения в том, что список прообразов этого героя можно было продолжить...
Роль персонажа в сюжете
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нем автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться.
Цитатный образ Ивана Бездомного
Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице «Литературной газеты»:
«...поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный...»
«...известный поэт Иван Бездомный...»
«...Иван Николаевич Бездомный — известнейший поэт...»
«...Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? — здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта...»
Иван Бездомный — член литературного общества МАССОЛИТ:
«...исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался...»
«...Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного...»
Возраст Ивана Бездомного — 23 года:
«...Мне двадцать три года, — возбужденно заговорил Иван...»
«...этот мальчик, Иван Бездомный...»
«...Она смотрела на лежащего юношу...»
«...встретиться с этим молодым человеком...»
Внешность Ивана Бездомного:
«...плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках...»
«...уставив на него свои бойкие зеленые глаза...»
«...Рыжеватый, зеленоглазый...»
«...Пиво есть? — сиплым голосом осведомился Бездомный...»
Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
«...На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально...»
Он является малообразованным, невежественным человеком:
«...Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился...» «— ...ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный? — Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван...»
Иван Бездомный имеет вредные привычки:
«...мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились...»
«...Ну, "Нашу марку", — злобно ответил Бездомный...»
«...Нет, выпивал, но не так, чтобы уж...»
«...А тут еще алкоголизм...»
Иван — холостой мужчина:
«...Холост, — испуганно ответил Рюхин...»
Бездомный является атеистом:
«...Да, мы не верим в бога, — чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз...»
«...Да, мы — атеисты, — улыбаясь, ответил Берлиоз...»
Поэт Бездомный — человек, способный сочувствовать и сострадать:
«...молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему...»
Он умеет держать свое слово:
«...Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду...»
Бездомный любит трогать предметы без надобности:
«...По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее...»
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
«...Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!» (о Воланде)
Воланд наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
«...Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах...»
«...Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал...»
После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
«...И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва...»
«...Товарищ Бездомный <...> успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича... нет, просто Миши Берлиоза...»
Бездомного помещают в сумасшедший дом:
«...меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом!.».
Иван Бездомный лежит в комнате № 117 в сумасшедшем доме:
«...Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, — распорядился врач, надевая очки...»
«...Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы...»
Доктор ставит Бездомному диагноз — шизофрения:
«...Двигательное и речевое возбуждение... Бредовые интерпретации... Случай, по-видимому, сложный... Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм...»
В сумасшедшем доме Иван Бездомный лежит в соседних комнатах с Мастером. Мастер лежит в 118-й палате, а Бездомный — в 117-й:
«...в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки...»
Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
«...Нет, — тихо ответил Иван, — я больше стихов писать не буду...»
«...вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными...»
«...—Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще. — Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван...»
В конце романа автор рассказывает о том, как складывается судьба Ивана Бездомного. Известно, что Иван больше не пишет стихов, как и обещал Мастеру:
«...плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем...»
Иван становится профессором в институте истории и философии. Теперь он работает под своей настоящей фамилией Понырев:
«...лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это — сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев...»
Иван Николаевич женится:
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния...»
Хотя Иван Николаевич и вылечивается от своего сумасшествия, но он все-таки продолжает быть «жертвой луны». Каждое полнолуние Иван выходит на улицу, чтобы посетить Патриаршие пруды и двор, где жила Маргарита:
«Да, это еще одна жертва, вроде меня». (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты) «Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием». «И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек...»
Проведя полнолуние на улице, Иван возвращается домой совершенно больным человеком. Находясь в бреду, Иван видит во сне Понтия Пилата и Иешуа:
«И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться». «После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом».
Цитаты Ивана Бездомного
Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!
* * *
Интуристы... До чего же вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются.
* * *
Надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!
* * *
Милиция? Милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома... Как ваш адрес? Вы слушаете? Алло!.. Безобразие!
* * *
— Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно признал Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
Образ Ивана Бездомного в кинематографе
Ян Янковский в роли Ивана Бездомного в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)
Ян Янковский в роли Ивана Бездомного в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)
Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)
Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)
Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Данил Стеклов в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)
Данил Стеклов в роли Ивана Бездомного в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 2024)
Иван Бездомный в клинике Стравинского. Фильм «Мастер и Маргарита» (1994)
Иван Бездомный в клинике Стравинского. Сериал «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Мастер и Иван Бездомный в психиатрической лечебнице. Фильм «Мастер» (СССР, 1987)
Разговор Мастера и Ивана Бездомного о стихах. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)
Иллюстрации
Больше иллюстраций здесь.