К Маргарите приближалась, ковыляя, в странном деревянном сапоге на левой ноге, дама с монашески опущенными глазами, худенькая, скромная и почему-то с широкой зеленой повязкой на шее.
Одной из первых на бал Воланда пришла некая госпожа Тофана, отравительница из Неаполя. Коровьев представляет ее Маргарите и подробно рассказывает о ней:
— Какая зеленая? — машинально спросила Маргарита.
— Очаровательнейшая и солиднейшая дама, — шептал Коровьев, — рекомендую вам: госпожа Тофана. Была чрезвычайно популярна среди молодых очаровательных неаполитанок, а также жительниц Палермо, и в особенности тех, которым надоели их мужья. Ведь бывает же так, королева, чтобы надоел муж...
— Да, — глухо ответила Маргарита <...>.
— <...> Да, так вот-с, госпожа Тофана входила в положение этих бедных женщин и продавала им какую-то воду в пузырьках. Жена вливала эту воду в суп супругу, тот его съедал, благодарил за ласку и чувствовал себя превосходно. Правда, через несколько часов ему начинало очень сильно хотеться пить, затем он ложился в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая своего мужа супом, была свободна, как весенний ветер.
— А что это у нее на ноге? — спрашивала Маргарита <...>. — И зачем эта зелень на шее? Блеклая шея?
<...> — Прекрасная шея, но с ней непонятность случилась в тюрьме. На ноге у нее, королева, испанский сапожок, а лента вот отчего: когда тюремщики узнали, что около пятисот неудачно выбранных мужей покинули Неаполь и Палермо навсегда, они сгоряча удавили госпожу Тофану в тюрьме.
В полной письменной редакции романа госпожа Тофана была описана более подробно, чем в окончательной версии. Кроме этого, у нее был сопровождающий, по словам Коровьева, «кажется, какой-то неаполитанский аптекарь»:
— Почтенная и очень уважаемая особа, — пел Коровьев в ухо Маргарите <...>, — госпожа Тофана.
Дама с монашески опущенными глазами, худенькая, скромная, поднималась по лестнице, опираясь на руку какого-то черненького человека небольшого роста.
Дама, по-видимому, любила зеленый цвет. На лбу у нее поблескивали изумруды, на шее была зеленая лента с бантом, и сумочка зеленая, и туфли из зеленого листа водяной лилии. Дама прихрамывала.
— Была чрезвычайно популярна, — рассказывал Коровьев, — среди очаровательных неаполитанок, а ранее жительниц Палермо, и именно тех, которым надоели их мужья. Тофана продавала таким... Ведь может же в конце концов осточертеть муж?
— О да, — смеясь, ответила Коровьеву Маргарита.
— Продавала, — продолжал Коровьев, — какую-то водичку в баночках, которая прямо чудесно помогала от всех болезней... Жена вливала эту водичку в суп, муж его съедал и чувствовал себя прекрасно, только вдруг начинал хотеть пить, затем жаловался на усталость, ложился в постель, и через два дня прекрасная неаполитанка была свободна как ветер.
— До чего она вся зеленая! — шептала Маргарита. — И хромая. А зачем лента на шее? Блеклая шея?
— Прекрасная шея, — пел Коровьев, делая уже приветственные знаки спутнику Тофаны, улыбаясь во весь рот, — но у нее неприятность случилась. Хромает, потому что на нее испанский сапог надевали, а узнав, что около 500 неудачно выбранных мужей, попробовав ее воду, покинули и Палермо и Неаполь навсегда, сгоряча в тюрьме удавили.
Госпожа Тофана — общее название для представителей династии средневековых итальянских отравительниц, скорее всего — родом из Палермо. Под именем госпожи Тофаны автор романа скорее всего подразумевал самую известную представительницу этого рода Теофанию ди Адамо (1653 — ок. 1719). Именно она создала «аква тофана» — яд без вкуса и запаха, не теряющий своих свойств ни в горячей, ни в холодной пище. Он приобрел громкую известность в Италии в конце XVII века. Уникальность отравы состояла в том, что отравленный слабел постепенно. Вначале появлялась сильная жажда, затем рези в желудке, слабость, паралич и смерть. Внешне отравление выглядело как обычное заболевание. При том состоянии медицины распознать его было почти невозможно. Теофания была одной из самых известных женщин-отравительниц XVII века. Она продавала изобретенный ею яд женщинам, желавшим избавиться от своих мужей, с ее помощью в Палермо и Неаполе были отравлены сотни людей.
Есть версия, что в 1659 году Рим захлестнула волна отравлений, причем жертвами неизменно становились мужчины. Папа Александр VII приказал начать расследование и вскоре инквизиция вышла на след некоей Джеронимы Спера, гадалки. Под пыткой она назвала имя своей матери Теофании ди Адамо. По другой версии, отравительница жила в Неаполе, и открыто продавала пузырьки с прозрачной жидкостью, называемой «манна Святого Николая Барийского» или «неаполитанская вода». Изображение святого было и на самой бутылочке, что довольно долго сбивало с толку сыщиков, заставляя думать, что речь идет о некой реликвии. Однако же, лейб-медик Карла VI Австрийского, исследовав жидкость, нашел в ней мышьяк.
После разоблачения Тофане удалось на некоторое время скрыться в монастыре и получить покровительство епископа. Однако гнев народа был настолько велик, что монастырь взяли в осаду. Она была схвачена и обвинена папой Александром VII в ряде отравлений. Под пыткой призналась в 600 отравлениях, назвав среди своих жертв герцога Анжуйского и папу Климента XIV. В 1719 году Тофана была казнена, вместе с ней окончила жизнь на эшафоте ее дочь Джеронима Спера и еще 3 женщины, помогавших в ее ремесле. Еще 12 женщин-убийц были приговорены к пожизненному заключению. Дочь Теофании Джулия Тофана жила в Риме во времена папы Александра VII и продолжала заниматься семейным ремеслом. Осуждена инквизиционным судом, казнена на римской площади Цветов в 1659 году.
В романе Булгакова Тофана не дожила до исполнения смертного приговора. Преступницу задушили еще в тюрьме, поэтому на ее шее была зеленая повязка. Испанский сапожок на ноге на самом деле был орудием пыток. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, из которой Булгаков брал сведения о разных исторических фактах для своих произведений, о яде тофана и судьбе его создательницы говорилось так:
Аква тофана или тоффана, также акветта ди Наполи, ди Перуджия или делля Тоффа — наз. яд, в конце XVII столетия обративший на себя в Неаполе всеобщее внимание и состав которого до сих пор еще не совсем выяснен. Некая сицилианка Тофана, жившая прежде в Палермо, но затем, когда обратила на себя внимание властей, бежавшая в Неаполь, считается изобретательницей этого ядовитого напитка, кот. она продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих мужей. Умертвив этим ядом многие сотни людей, Тофана была в 1709 г., несмотря на то, что ей удалось скрыться в каком-то монастыре, поймана, подвержена пытке и — как сообщают некоторые — задушена, между тем, по свидетельству других, она в 1730 г. жила еще в темнице. Яд этот описывается обыкновенно имеющим вид воды, без запаха, вкуса и цвета, которого 5—6 капель достаточно было для причинения смерти, наступающей медленно, без боли, воспаления или горячки, но с постепенной утратой сил и аппетита и постоянной жаждой. Как новейший пример отрав этим ядом приводится смерть Папы Климента XIV. Касательно определения природы этого яда Горелли, лейб-медик Карла VI, говорит, что он слышал из уст самого императора, которому были предложены на рассмотрение бумаги, касающиеся процесса изобретательницы тофаны, что яд этот представляет не что иное, как водный раствор мышьяковой кислоты с прибавлением Herba Cymbalariae. К тому же результату приходили и другие при своих исследованиях. Аква Петезино (Aqua del petesino) или Eau admirable de Brinoilliers кажутся очень близкими по соседству и действию с аква тофана. Озанам, производивший в Испании новейшие исследования над аква тофана, назвал этим именем раствор уксуснокислого свинца и жидкости, получаемой перегонкой настоя спирта и воды на шпанские мушки.
Госпожа Тофана. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г.
Госпожа Тофана. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г.