— А вот это — скучная женщина, — уже не шептал, а громко говорил Коровьев, зная, что в гуле голосов его уже не расслышат, — обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок.
Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
Одной из гостий на балу Воланда была молодая девушка по имени Фрида. Коровье, представляя. ее Маргарите, рассказывает о ее преступлении:
— Какой платок? — спросила Маргарита.
— К ней камеристка приставлена, — пояснял Коровьев, — и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает.
— Какой платок? — шептала Маргарита, подымая и опуская руку.
— С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.
Фрида — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», одна из приглашенных на бал к Воланду преступница. Это молодая женщина лет двадцати, которая когда-то работала в кафе и хозяин этого заведения соблазнил ее, воспользовавшись ее зависимым положением. Девушка родила ребенка и задушила его платком. С тех пор ежедневно по утрам ей приносят тот самый платок с синей каемочкой в напоминание о ее преступлении. Это происходит уже тридцать лет. Фрида безуспешно пытается избавиться от этого платка. Она его и сжигала, и топила, но все напрасно. На следующее утро он появляется у вновь появляется у ее кровати. Во время бала Фрида просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед «князем тьмы» и прекратила ее пытку. После бала Маргарита исполняет просьбу Фриды.
Прототипы Фриды
В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского психиатра и общественного деятеля, одного из основоположников сексологии, Августа (Огюста) Фореля (1848—1931) «Половой вопрос. Естественно-научное, психологическое, гигиеническое и социологическое исследование» (1908): «Фрида Келлер — убила мальчика. Кониецко — удавила младенца носовым платком». В книге швейцарского психиатра О. Фореля подробно рассказывается об этих убийствах. Некоторые детали этих историй вошли в историю булгаковской Фриды. В пересказе Фореля молодая швея Фрида Келлер «по воскресным дням исполняла обязанности помощницы в кафе, где женатый хозяин упорно приставал к ней со своими ухаживаниями. Она вскоре перешла в новый магазин с ежемесячным окладом в 80 франков, но, когда ей было 19 лет, хозяин кафе, который давно уже на нее покушался, увлек ее под благовидным предлогом в погреб и здесь заставил ее ему отдаться, что повторялось еще раза два. В мае 1899 года она разрешилась от бремени мальчиком в госпитале в Сен-Галлене». Ребенок был сдан в приют, откуда его надо было забрать по достижении им пятилетнего возраста.
Форель дает яркую картину душевного состояния Фриды в дни, предшествовавшие преступлению: «И вот, с понедельника Пасхи 1904 г., т. е. с той минуты, когда ребенку предстояло покинуть приют, одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает овладевать ее дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся ей единственным просветом в ее отчаянном положении, — мысль о необходимости избавиться от ребенка». За несколько дней до визита в приют «ее видели мечущейся по квартире в поисках за каким-то шнурком. Внешний вид ее говорил о придавленном внутреннем состоянии. Наконец, она решилась. Сестры ее были извещены, что ребенок ее будет отправлен к тетке из Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за руку, она отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она долго раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам, какая-то неведомая сила подталкивала ее. Вырыв могилку руками, она удавила ребенка шнурком, и, убедившись в его смерти, зарыла трупик и обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют был извещен ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен. 7-го июня трупик после сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами, 11-го того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а 14-го она была арестована. Фрида не переставала объяснять свой поступок неспособностью содержать ребенка, а также необходимостью соблюдать тайну, которая заключала в себе позор ее вынужденного материнства, обусловившего внебрачное рождение». Фриду приговорили к смертной казни, замененной на пожизненное заключение.
В том же самом дополнении Форель кратко изложил историю 19-летней работницы из Силезии Кониецко, которая при аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 г. родила ребенка, «причем она удушила младенца, засунув ему в рот и нос скомканный платок». Суд учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил Кониецко к двум годам тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего восклицания: «Как милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией», поскольку, как справедливо полагал швейцарский ученый, «чаще действительным убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец, покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка».
Узнав историю Фриды, Маргарита говорит: «А где же хозяин этого кафе?» Этим словам соответствует комментарий Фореля: «Чаще действительным убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец, покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка». Литературным прототипом Фриды является гётевская Гретхен, также убившая своего ребенка. Однако то, что Фриде в загробном мире только 30 лет подают платок, указывает на связь этого эпизода прежде всего с книгой Фореля.
Цитатный образ Фриды
Внешность Фриды:
«...Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами...»
«...назойливые, мрачные глаза оказались перед ней...»
«...Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами, и вспомнилось одно слово — "Фрида"!..»
У нее молящий, назойливый голос:
«...Фрида! Фрида! Фрида! — прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос...»
Фрида является скучной женщиной, по мнению Коровьева:
«...А вот это — скучная женщина, <...> обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок...»
История Фриды:
«...К ней камеристка приставлена, — пояснил Коровьев, — и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не помогает. <...> С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка...»
После бала Маргарита просит Воланда простить Фриду:
«...Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка...»
«...Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло...»
В конце концов Воланд прощает Фриду по просьбе Маргариты:
«...без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно: — Тебя прощают. Не будут больше подавать платок. Послышался вопль Фриды, она упала на пол ничком и простерлась крестом перед Маргаритой. Воланд махнул рукой, и Фрида пропала из глаз...»
Образ Фриды в кинематографе
Анжелика Зарьева в роли Фриды в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)
Жанна Обухова в роли Фриды в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Жанна Обухова в роли Фриды в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)