Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Барон Майгель

Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин, кроме одного: гостя буквально шатало от волнения, что было видно даже издали. На его щеках горели пятна и глаза бегали в полной тревоге. Гость был ошарашен, и это было вполне естественно: его поразило все, и главным образом, конечно, наряд Воланда.

Барон Майгель — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита». Номинально барон Майгель, служащий Зрелищной комиссии, занимает должность «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы». Однако подлинное ремесло барона — осведомительство; он «наушник и шпион», сказано в романе, именно в этом качестве явился он на бал к Воланду. Барон Майгель является единственным живым гостем на балу у Воланда. Он звонит по телефону в квартиру Лиходеева, в которой поселился приезжий иностранец Воланд и напрашивается на приглашение на бал. Маргарита узнала барона, попадавшегося ей в театрах и в ресторанах. Воланд приветливо встречает гостя, а чуть позже Азазелло выстрелом из пистолета лишает того жизни, причем при этом присутствует демон смерти Абадонна, который на короткое время снимает свои черные очки. Кровь барона Майгеля собирают в кубок, в который превратилась голова Берлиоза. Воланд пьет из кубка, а затем предлагает выпить из него и Маргарите. Так заканчивается сцена бала. Тело Майгеля исчезает, чтобы проявиться уже во время пожара, устроенного Бегемотом во время перестрелки с чекистами.

Прототипы

Считается, что у барона Майгеля был реальный прототип — бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уроженец Киева, в 20-е и 30-е годы работавший в Москве в качестве уполномоченного Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям. Булгаковы часто сталкивались с ним. В воспоминаниях Елена Сергеевна упоминала имя Штейгера, когда рассказывала о знаменитом бале в американском посольстве: «...мы уехали в 5 утра в одной из посольских машин, пригласив предварительно кой-кого из американских посольских к себе... С нами в машину сел незнакомый нам, но известный всей Москве и всегда бывающий среди иностранцев, кажется, Штейгер». В дневнике Елены Сергеевны есть и другие записи с упоминанием Штейгера, 3 мая того же года: «У Уайли было человек двадцать, среди них турецкий посол, какой-то французский писатель... и, конечно, Штейгер», и в записи того же дня: «Вчера днем заходил Жуховицкий. <...> Очень плохо отзывался о Штейгере, сказал, что ни за что не хотел бы с ним встретиться у нас». 18 октября: «...только двое и было русских. Впрочем, еще Штейгер. Тот проявлял величайшее беспокойство, но околачивался вдали». 7 января 1936 г.: «После театра <...> поехали в шашлычную. <...> Там были американцы и, конечно, неизбежный барон Ш<тейгер>».

В прошлом белый офицер, человек с изысканными манерами и рискованным остроумием, бывший барон Штейгер, знавший несколько иностранных языков, жил рассеянной светской жизнью, считался незаменимым собеседником на дипломатических обедах и ужинах, переносил сплетни из посольства в посольство, а заодно посещал с охотой дома московской артистической и писательской публики. Его считали хоть и добродушным, но несомненным соглядатаем, чего он, впрочем, почти не скрывал, заявляя с легкой трассировкой: «Я резидент... ммм... одной могущественной державы». Этот Штейгер, арестованный по делу маршала Тухачевского, был расстрелян 16 декабря 1937 г. как американский агент.

Сцена убийства барона была написана в конце 1933 года, так что Булгаков как бы предвосхитил его печальный конец. Возможно, что в связи с гибелью Штейгера Булгаков внес некоторые изменения в обстоятельства убийства Майгеля: в ранних редакциях Азазелло орудовал ножом, в окончательной редакции появилось огнестрельное оружие, соответствующее обстоятельствам реальной смерти.

У наушника и доносчика барона Майгеля были и литературные прототипы. Сама фамилия Майгель — это слегка измененная фамилия баронского рода Майделей, внесенного в дворянские матрикулы всех прибалтийских губерний России. Реальную фамилию Булгаков переделал так, что она стала ассоциироваться с магией. Возможно, прототипом барона послужил комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель, которого запечатлел в романе «Воскресение» Лев Толстой в образе коменданта барона Кригсмута. В воспоминаниях Степана Андреевича Берса (1855—1910), брата жены Толстого Софьи Андреевны Толстой приводится рассказ писателя о посещении им Е.И. Майделя в Петропавловской крепости: «Лев Николаевич с отвращением передавал мне, как комендант крепости с увлечением рассказывал ему о новом устройстве одиночных камер, об обшивке стен толстыми войлоками для предупреждения разговоров посредством звуковой азбуки между заключенными, об опытах крепостного начальства для проверки этих нововведений и т. п., и удивлялся этой равнодушной и систематической жестокости со стороны интеллигентного начальства. Лев Николаевич выразился так: "Комендант точно рапортовал по начальству, но с увлечением, потому что выказывал этим свою деятельность"».

Цитатный образ барона Майгеля

Барон Майгель является простым работником зрелищной комиссии в Москве:

«...я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы...»

«...об этом несчастном служащем в бюро по ознакомлению иностранцев с достопримечательностями Москвы, бывшем бароне Майгеле...»

Каким-то образом барон Майгель проникает на бал Воланда в качестве шпиона:

«...Да, кстати, барон, — вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, — разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно...»

Оказавшись на балу, барон Майгель волнуется. Его поражает то, что он видит вокруг:

«...Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин, кроме одного: гостя буквально шатало от волнения, что было видно даже издали. На его щеках горели пятна, и глаза бегали в полной тревоге. Гость был ошарашен, и это было вполне естественно: его поразило все, и главным образом, конечно, наряд Воланда».

На балу Маргарита узнает лицо барона Майгеля. Она понимает, что видела этого мужчину в театрах и ресторанах в Москве:

«...Тут Маргарита замерла, потому что узнала вдруг этого Майгеля. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах. "Позвольте... — подумала Маргарита, — он, стало быть, что ли, тоже умер?" Но дело тут же разъяснилось...»

По поручению Воланда Азазелло лишает жизни непрошенного гостя:

«...этого отпетого негодяя-барона...»

«...Безжизненное тело барона в это время уже было на полу...»

«...А скажите, — обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, — вы его застрелили, этого бывшего барона?..»

Борис Сергеевич Штейгер

Образ барона Майгеля в кинематографе

Александр Ульянов в роли барона Майгеля в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)

Дмитрий Нагиев в роли барона Майгеля в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации

Барон Майгель

Барон Майгель