Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Азазелло

Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.

Азазелло — один из центральных персонажей булгаковского «Мастера и Маргариты», он принадлежит к свите Воланда. Азазелло — итальянизированная форма еврейского имени Азазель («козел-бог»). По апокрифической книге Еноха — это падший ангел, совращающий людей. В христианстве отождествляется с сатаной, который после Страшного суда будет брошен в огонь.

В романе Булгакова этот демон имеет отвратительную физиономию с торчащим изо рта клыком и бельмом на глазу. У него необыкновенно широкие плечи, низкий рост и огненно-рыжие волосы. Ярко-рыжий цвет волос в литературной традиции часто указывает на принадлежность к нечистой силе, недаром ведьм и колдунов чаще всего изображали именно рыжеволосыми. Он носит за поясом нож и легко проходит сквозь зеркала. Именно он насильно изгоняет Степу из собственной квартиры в Ялту. Он же бесцеремонно прогоняет дядю Берлиоза из той же квартиры обратно в Киев. Азазелло в образе воробья пугает профессора Кузьмина, превращаясь затем в странную сестру милосердия с птичьей лапой вместо руки и мертвым, демоническим взглядом. Именно Азазелло убивает барона Майгеля на балу у сатаны. Да и Маргариту, наблюдающую за похоронами, обольщает именно этот коварный слуга Воланда. В самом конце, когда Маргарита снова соединилась со своим Мастером, именно Азазелло приходит в подвальчик и угощает любовников отравленным вином. Все его действия расчетливы и практичны. Он действует безошибочно и хладнокровно. В финале внешность героя преображается, и тот предстает перед читателем в истинном облике, без бельма на глазу и клыка, — воин в стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом.

Образ Азазелло в романе выглядит как пародия на уличного хулигана или бандита 20-х — 30-х годов. «Разбойничья рожа», претензия на европейский стиль одежды, в то же время выдающая отсутствие вкуса (котелок, лаковые башмаки, яркий галстук, добротный пиджак). Манеры Азазелло соответствуют его внешнему виду. «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность», — говорит о себе Азазелло. Язык Азазелло («дура», «паразит», «гад», «сперли», «надавать по морде», «убить упрямую тварь») — это язык уличной шпаны. Первоначально у этого героя было имя Фиелло. Есть версия, что Булгаков назвал этого героя на итальянский манер не случайно. Уже в 30-х годах итальянская мафия заявила о себе серией дерзких и громких нападений и «разборок» в городах Сицилии и в США, в Чикаго. Образ итальянского мафиози уже начал складываться как тип бандита и убийцы. На крыше Пашкова дома Азазелло отвечает Воланду, любующемуся открывшейся панорамой, что ему лично «больше нравится Рим».

Демон Азазель

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин делать оружие и воевать, а женщин использовать драгоценные камни, украшения и раскрашивать лица (пользоваться косметикой), а также обманывать, совратил людей в безбожие и научил их разврату.

«И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли».

Азазель — это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. И сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыни, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар».

С Азазелем связывают один из древних ежегодных иудейских обрядов — козлоудаление или козлоотпущение. В день грехоотпущения по закону Моисееву избирались два козла, один для жертвоприношения, а другой для отпущения в пустыню после предварительного возложения на него рук, означавшего сложение на него грехов еврейского народа.

Азазель и «козел отпущения». Луи Бретон, 1825, Инфернальный словарь

Крем Азазелло

Волшебный крем Азазелло делает Маргариту невидимой и способной летать, к тому же одаривает ее новой, ведьминой красотой. Мотив волшебной мази, втирание которой лечит человека, омолаживает, делает невидимым, способным летать и т. п., очень древний и связан с поверьями о колдунах и ведьмах. В литературе этот мотив широко распространен от древнейших времен до современности. Вспомним волшебную мазь и последующий полет ведьмы в «Метаморфозах» Апулея или образ Ренаты в «Огненном ангеле» Брюсова. В трагедии Гёте ведьмина мазь возвращает Фаусту молодость. В рецепт такой мази часто входит человеческая кровь (вспомним, что Маргариту омыли кровью перед балом сатаны). Не случайно мазь дает Маргарите Азазелло, который, согласно мифу, является отрицательным «культурным героем» — он научил мужчин войне, а женщин — блудным искусствам.

Цитатный образ Азазелло

Азазелло является одним из помощников Воланда и состоит в его свите:

«...А между тем я к вам послан по делу...»

О внешности Азазелло в целом известно следующее:

«...маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий...»

«...маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий...»

«...маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу...»

«...маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком...»

«...своим клыком, ножом и кривым глазом, доходил экономисту только до плеча...»

«...маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса...»

«...твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами...»

«...Азазелло сунул руку с когтями в печку...»

«...маленького роста прихрамывающий иностранец с кривым глазом...»

У Азазелло «разбойничья рожа»:

«...Совершенно разбойничья рожа..»

«...рожу Азазелло перекосило смешком...»

«...уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите...»

У него гнусавый голос:

«...рыжий гнусавил все больше и больше...»

«...Я это и говорю, — прогнусил рыжий...»

«...Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался...»

Азазелло выполняет «грязную работу» в свите Воланда. Этому персонажу чаще всего поручается кого-то побить и т. д.:

«...Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность...»

«...крепко и страшно так ударил по шее Поплавского...»

«...сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь...»

Азазелло является убийцей. Он убивает барона Майгеля, а также Мастера и Маргариту:

«...вы его застрелили, этого бывшего барона?..»

«...А, понимаю, — сказал мастер, озираясь, — вы нас убили, мы мертвы...»

Азазелло является опасным типом:

«...я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! <...> никто не поздравил бы этого встретившегося...»

Он отлично стреляет:

«...Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, — кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно...»

«...Ах, как он стреляет, — вскричала Маргарита...»

Азазелло — энергичный и организованный помощник:

«...но действовал энергично, складно и организованно...»

Он является точным и аккуратным исполнителем:

«...Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке...»

Азазелло умеет «творить чудеса»:

«...Без всякого ключа Азазелло открыл чемодан...»

«...таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез...»

«...Азазелло на ходу вынул из-под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте...»

Азазелло бывает груб:

«...проворчал в спину уходящей Маргарите: — Дура!..»

«...Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай...»

«...Убить упрямую тварь, — шепнул Азазелло...» (о коте Бегемоте)

При этом он всегда вежлив со своим «повелителем» Воландом:

«...Азазелло шевельнулся и ответил почтительно...»

Известно, что разбойник Азазелло имеет вредные привычки (он курит сигары и пьет спиртное):

«...Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая...»

«...сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин...»

«...Маргарита налила Азазелло коньяку, и он охотно выпил его...»

«...Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия...»

Азазелло не любит иметь дело с женщинами, так как они кажутся ему трудными:

«...Трудный народ эти женщины! — он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, — зачем, например, меня послали по этому делу?..»

«...Без драм, без драм, — гримасничая, отозвался Азазелло...»

Вероятно, Азазелло является левшой:

«...Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратору по другому уху...»

Кто такой Азазелло на самом деле? На самом Азазелло является демоном-убийцей, «нечистой силой», помощником сатаны Воланда:

«...настолько убедителен был голос рыжего демона...»

«...ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой!..»

«...Маргарита права! Конечно, передо мной сидит посланник дьявола...»

Внешность Азазелло-демона в цитатах:

«...Азазелло, <...> одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города...»

«...одежда не совсем обыкновенная — какая-то ряса или плащ...»

«...Азазелло, у которого в черном хвосте его плаща летели мастер и Маргарита...»

«...Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца...»

«...Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом...»

Цитаты Азазелло

Убить упрямую тварь.

* * *

Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?

* * *

Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...

* * *

Отрежу руку!

* * *

Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!

* * *

Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!

* * *

Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!

Образ Азазелло в кинематографе

Павле Вуйисич в роли Азазелло в фильме Il Maestro e Margherita (Югославия, Италия, 1972)

Павле Вуйисич в роли Азазелло в фильме Il Maestro e Margherita (Югославия, Италия, 1972)

Олег Табаков в роли Азазелло в кинофельетоне «Никогда не отвлекайтесь на работе» (СССР, 1976)

Мариуш Бенуа в роли Азазелло в фильме (Mistrz i Malgorzata) (Польша, 1989)

Мариуш Бенуа в роли Азазелло в фильме (Mistrz i Malgorzata) (Польша, 1989)

Мариуш Бенуа в роли Азазелло в фильме (Mistrz i Malgorzata) (Польша, 1989)

Владимир Стеклов в роли Азазелло в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Владимир Стеклов в роли Азазелло в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Александр Филиппенко в роли Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Филиппенко в роли Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Филиппенко в роли Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Азазелло и Поплавский. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Разговор Маргариты и Азазелло в Александровском саду. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Иллюстрации

Больше иллюстраций здесь.