И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Караибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой.
Арчибальд Арчибальдович — второстепенный персонаж в романе «Мастер и Маргарита». Директор ресторана в «Доме Грибоедова». В сцене полуночного ужина и танцев в «Грибоедове» образ Арчибальда Арчибальдовича носит инфернальный налет и как будто соотносится с образом Воланда на Весеннем бале полнолуния, да и сам этот пир назван «адом», он открывается тем же фокстротом «Аллилуйя!», которым открывается бал сатаны. Обе фарсовые сцены исполнены трагизма: «И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно... О боги, боги мои. Яду мне, яду!..» — восклицает автор-повествователь. В финальных сценах романа, при посещении ресторана Коровьевым и Бегемотом, инфернальность Арчибальда Арчибальдовича подчеркивается его феноменальной интуицией и такой, казалось бы, незначительной деталью: дважды упоминается его летнее пальто на шелковой подкладке, которое рифмуется с одним из одеяний Воланда — траурным плащом на огненной подкладке.
Прототипом этого персонажа исследователи булгаковского творчества называют Якова Даниловича Розенталя (1893—1966), по прозванью Борода, — директора писательского ресторана «Дом Герцена» c 1925 года, а с 1930-го — ресторан Клуба театральных работников в Старопименовском переулке. Именно эти два заведения чаще всего называют прообразами грибоедовского ресторана в романе. Колоритный портрет Бороды можно найти в воспоминаниях известного театрального деятеля, создателя Клуба театральных работников Бориса Михайловича Филиппова: «Ресторан клуба ТР возглавлялся энтузиастом заведения, любимцем всех муз Я.Д. Розенталем, прозванным актерами Бородой: обильная растительность, окаймлявшая его восточное лицо, вполне оправдывала это. По воспоминаниям друзей и знакомых легендарного бессменного директора, проработавшего десять лет в ресторане до самой войны, он имел внушительный рост, представительную внешность, густую черную ассирийскую, конусом, большую, по грудь, бороду».
Пишет о нем и Леонид Утесов: «Вспоминаю Бороду — так мы называли незабвенного Я.Д. Розенталя. Мы говорили: идем к Бороде, потому что чувствовали себя желанными гостями этого хлебосольного хозяина. Он не только знал весь театральный мир, но и вкусы каждого, умел внушать, что здесь именно отдыхают, а не работают на реализацию плана по винам и закускам. Это — начиная с конца двадцатых годов. Но и в шестидесятых элегантная фигура Бороды была знакома посетителям ВТО...»
Яков Данилович Розенталь
Яков Данилович Розенталь (Борода). Дружеский шарж
Цитатный образ Арчибальда Арчибальдовича
Арчибальд Арчибальдович является заведующим рестораном в «Доме Грибоедова» в Москве:
«...в ресторане, которым он заведовал...»
«...подсказывали шефу Грибоедовского ресторана...»
«...как обращается с весьма сомнительными посетителями шеф ресторана...»
Ресторан «Грибоедов» считается лучшим рестораном в Москве:
«...Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве...»
«...качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной цене, отнюдь не обременительной цене...»
О внешности Арчибальда Арчибальдовича известно следующее:
«...Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения...»
«...черные волосы, теперь причесанные на пробор <...> пластрон и фрак...»
«...возникла белая фрачная грудь и клинообразная борода флибустьера...»
«...проверил, на месте ли его летнее пальто на шелковой подкладке и шляпа...»
Арчибальд Арчибальдович внешне похож на пирата:
«...холодно спрашивал пират...»
«...Ну что с тобой сделать за это? — спросил флибустьер...»
«...шел разговор между командиром брига и швейцаром...»
Арчибальд является решительным, быстрым человеком:
«...Проговорив это, командир скомандовал точно, ясно, быстро: — Пантелея из буфетной. Милиционера. Протокол. Машину. В психиатрическую. — И добавил: — Свисти!..»
У него властный голос:
«...И в этот момент негромкий, но властный голос прозвучал над головой гражданки...»
Он является авторитетным начальником:
«...Авторитет Арчибальда Арчибальдовича был вещью, серьезно ощутимой в ресторане, которым он заведовал...»
Арчибальд — умный, наблюдательный человек:
«...Ах, умен был Арчибальд Арчибальдович! А уж наблюдателен, пожалуй, не менее, чем и сами писатели <...> Арчибальд Арчибальдович сразу догадался, кто его посетители. А догадавшись, натурально, ссориться с ними не стал...»
У Арчибальда Арчибальдовича феноменальное чутье (интуиция):
«...Знание последних событий, а главным образом — феноменальное чутье Арчибальда Арчибальдовича подсказывали шефу Грибоедовского ресторана, что обед его двух посетителей будет хотя и обилен и роскошен, но крайне непродолжителен. И чутье, никогда не обманывающее бывшего флибустьера, не подвело его и на сей раз...»
Арчибальд кажется приветливым человеком:
«...был встречен Арчибальдом Арчибальдовичем очень приветливо...»
«...Он приветливо глядел на двух сомнительных оборванцев и, даже более того, делал им пригласительные жесты...»
На самом деле он является равнодушным человеком, несмотря на свою приветливость:
«...он впервые остро вгляделся в лицо пирата и понял, что тот хоть и задает вопросы о Бездомном и даже восклицает «Ай-яй-яй!», но, по сути дела, совершенно равнодушен к судьбе Бездомного и ничуть его не жалеет...»
Образ Арчибальда Арчибальдовича в кинематографе
Спартак Мишулин в роли Арчибальда Арчибальдовича в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)
Николай Буров в роли Арчибальда Арчибальдовича в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Николай Буров в роли Арчибальда Арчибальдовича в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Пожар в Грибоедове. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)