...Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе — или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры N 48, где и проживала эта Аннушка...
Аннушка является одной из второстепенных героинь романа «Мастер и Маргарита». Ее имя появляется уже на первых страницах романа. О ней упоминает Воланд в разговоре с литераторами Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах. На вопрос Воланда, что Берлиоз будет делать «сегодня вечером», последний отвечает, что в десять часов вечера будет председательствовать на заседании в Массолите.
«— Нет, этого никак быть не может, — твердо возразил иностранец.
— Это почему?
— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится».
Как и предсказывал Воланд, вечером Берлиоз поскользнется на трамвайных путях, на которые Аннушка пролила масло, и попадет под трамвай. Затем Иван Бездомный услышал разговор женщин о причине гибели Берлиоза: «Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литовку-то о вертушку и разбей! ...Уж она ругалась, ругалась!»
Чума-Аннушка, разлившая подсолнечное масло и тем самым ставшая косвенной виновницей гибели Берлиоза, представлена в романе как существо, прекрасно приспособившееся к жизни в «новых» условиях («Мы в своем праве!» — уверенно заявляет она в «том месте», где и самые высокие начальники цепенеют от страха). Она живет в доме на Садовой, в квартире этажом ниже «нехорошей квартиры». Никаких определенных занятий у нее нет, но встает она каждое утро необычайно рано. «Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе — или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры N 48, где и проживала эта Аннушка...» О ней «было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она — тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище "Чума"». В ночь бала у сатаны она видит уходящих мастера и Маргариту, спускающихся по лестнице и подбирает случайно упавшую золотую подковку, подарок Воланда Маргарите. После этого Азазелло угрозами заставляет ее вернуть подкову, вручает Аннушке деньги, позднее превратившиеся в доллары. В результате Аннушку забирают в милицию, но после допроса отпускают. Последнее явление Аннушки в романе — ее показания о том, что «...она не отвечает за домоуправление, которое завело в пятом этаже нечистую силу, от которой житья нет», после чего Аннушка «к всеобщему удовольствию», исчезает.
Прототип Аннушки
У Булгакова есть несколько героинь с этим именем, и любое их появление несет конфликты или чрезвычайные происшествия. Так, Аннушка Пыляева, персонаж раннего рассказа Михаила Афанасьевича «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», растапливает буржуйку и устраивает пожар. В фельетоне «Самогонное озеро» (июль 1923) изображена Аннушка, жилица квартиры № 50, мешающая автору писать роман. В «Театральном романе» элементом повседневной жизни является Аннушкин крик, доносящийся из кухни. В «Мастере и Маргарите» она получает прозвище «чума».
Считается, что прототипом склочницы Аннушки послужила соседка самого Михаила Афанасьевича, причем соседка по квартире номер 50 в доме на Садовой, в которой он жил в начале 1920-х годов. Склочница и скандалистка Анна Горячева, видимо, была квинтэссенцией всех отвратительных житейских качеств. Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа, вспоминала о Аннушке Горячевой: «У нее был сын, и она все время била его, а он орал. <...> Скандальная такая баба». О ней же есть запись в дневнике Булгакова от 29 октября 1923 года: «Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, которая населяет эту квартиру».
Интересные факты
В 2006 году мемориально-литературному музею Булгакова была подарена чудом уцелевшая фотография скандальной соседки Булгакова Анны Горячевой — возможно, единственная в мире. Маленькую фотокарточку, сделанную то ли для паспорта, то ли для иного документа, сотрудники музея увеличили и торжественно повесили в кухне коммуналки-музея, в родной Аннушке стихии. Эту фотографию передал в дар музею правнук той самой «дуры с Садовой». Стоит отметить, что он живет в Швейцарии, является успешным адвокатом, владеет несколькими языками.
* * *
Выражение «Аннушка уже разлила масло» давно стало крылатым. Эти слова о неизбежном, о том, что должно произойти несмотря ни на что.
* * *
Российская рок-группа «Дороги меняют цвет» в 2013 году исполнила песню «Аннушка» с отсылкой к роману Булгакова.
Соседка Михаила Булгакова Анна Горячева — возможный прототип Аннушки
Цитатный образ Аннушки
Аннушка является соседкой известного московского литератора Берлиоза. Она живет в квартире № 48 этажом ниже:
«...из квартиры N 48, помещавшейся под ювелиршиной, вышла на лестницу сухонькая женщина...»
«...квартиры N 48, где и проживала эта Аннушка...»
О внешности Аннушки известно следующее:
«...вышла на лестницу сухонькая женщина с бидоном и сумкой в руках...»
Аннушку называют «Чумой», потому что она везде устраивает скандалы:
«...было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она — тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище "Чума"...»
Она всегда встает рано утром:
«...Чума-Аннушка вставала почему-то чрезвычайно рано, а сегодня что-то подняло ее совсем ни свет ни заря, в начале первого...»
Аннушка является любознательной женщиной:
«...К чести Аннушки надо сказать, что она была любознательна и решила еще подождать, не будет ли каких новых чудес...»
Женщина ничем не занимается, но все время ходит куда-то с сумкой и бидоном:
«...Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе — или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры N 48, где и проживала эта Аннушка...»
Однажды Аннушка разливает масло на трамвайной остановке. Литератор Берлиоз внезапно поскальзывается на масле и попадает под трамвай, где и погибает:
«...Аннушка, наша Аннушка! С садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила... Уж она ругалась, ругалась! А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы...»
Спустя некоторое время Аннушка подбирает подкову Маргариты, которую та роняет в подъезде. Женщина собирается сдать находку в ломбард:
«...Глаза у Аннушки полезли на лоб, когда она развернула сверточек. Аннушка к самым глазам подносила драгоценность, и глаза эти горели совершенно волчьим огнем. В голове у Аннушки образовалась вьюга: "Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!... К племяннику? Или распилить ее на куски... Камушки то можно выковырять... И по одному камушку: один на Петровку, другой на Смоленский"...»
«...о подковке, которую Аннушка, по ее словам, подняла...»
Однако Азазелло отбирает у Аннушки подкову и возвращает ее Маргарите:
«...— Какую такую салфеточку подковку? — спросила Аннушка, притворяясь весьма искусно <...> Ах, подковочку, — заговорила она, — сию минуту!..»
«...Получив подковочку и салфеточку, иностранец начал расшаркиваться перед Аннушкой...
«...Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею...»
Азазелло наказывает Аннушку за то, что та присваивает чужие вещи. В наказание он дает Аннушке «волшебные» рубли, которые затем превращаются в доллары. Вскоре женщину арестовывают за спекуляцию валютой:
«...он тотчас вынул из жилетного кармана деньги и вручил их Аннушке...»
«...Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь!..»
«...Аннушка была арестована в то время, когда производила попытку вручить кассирше в универмаге на Арбате десятидолларовую бумажку...»
После допроса Аннушку отпускают домой. О дальнейшей судьбе героини ничего не известно:
«...Тут следователь замахал на Аннушку пером, потому что она порядком всем надоела, и написал ей пропуск вон на зеленой бумажке, после чего, к общему удовольствию, Аннушка исчезла из здания...»
Образ Аннушки в кинематографе
Мария Виноградова в роли Аннушки. Фильм «Мастер и Маргарита» (1994)
Мария Виноградова в роли Аннушки. Фильм «Мастер и Маргарита» (1994)
Аннушка подбирает подковку. Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (1994)
Иллюстрации
Аннушка разлила масло. Художник Юлия Галкина
Азазелло забирает у Аннушки подковку. Художник Геннадий Калиновский