Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Алоизий Могарыч

...Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? — спросил Азазелло. <...> Вы хотели переехать в его комнаты?...

Алоизий Могарыч — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков. Образ Алоизия рифмуется с образом Иуды в ершалаимских главах романа. Знаменательно, что Мастер, как и Иешуа в Иуде, не распознал в Алоизии доносчика. Сочетание латинского имени (Aloisius) с русским вульгаризмом «Могарыч» (выпивка после заключения сделки; «могарычить» — «промышлять срывом могарычей; бездельничать») — частый булгаковский прием, создающий комический эффект. Булгаков мог встретить это имя в романе А.В. Амфитеатрова «Жар-цвет» (1895—1910).

Историю знакомства с Алоизием мастер рассказывает Ивану Бездомному в клинике: «Так вот в то проклятое время открылась калиточка нашего садика, денек еще, помню, был такой приятный, осенний. Ее не было дома. И в калиточку вошел человек, он прошел в дом по какому-то делу к моему застройщику, потом сошел в садик и как-то очень быстро свел со мной знакомство. Отрекомендовался он мне журналистом. Понравился он мне до того, вообразите, что я его до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем. Дальше — больше, он стал заходить ко мне. Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, но что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал. Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него». Мастер восхищается умом Могарыча и его пониманием литературы: «Если я не понимал смысла какой-нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение это ему не стоило ровно ничего. То же самое с жизненными явлениями и вопросами...»

О предательстве соседа, которого Мастер считал своим другом, он узнал только от Воланда. Помощники Воланда отправляют Могарыча на поезде в Вятку, при этом когда он приходит в себя, то видит, что находится без штанов. Он убеждает себя, что был в невменяемом состоянии и из-за этого сел на поезд в таком виде. Алоизий покупает старые, заношенные брюки у проводника за огромные деньги, возвращается в Москву и вскоре устраивает свою жизнь. Он занимает должность финдиректора театра Варьете вместо Римского.

История знакомства Мастера с Алоизием — поздняя вставка, сделанная зимой 1939—1940 гг. В рукописи был намечен план дальнейшего развития этой темы: «Начало болезни. Продолжение газетной травли. Отъезд Алоизия в Харьков за вещами. Развитие болезни. Сожжение романа. Под утро арест. Отправление в больницу». Возможно, ввиду того, что тема эта не была разработана, как намечалось, история знакомства с Алоизием была вычеркнута либо по просьбе Булгакова, либо при доработке рукописи Еленой Сергеевной в окончательной редакции романа. В пятитомном Собрании сочинений, к которому в основном обращаются как к наиболее авторитетному в текстологическом отношении, ее нет, как нет ее и в восьмитомном, наиболее полном на сегодняшний день, Собрании сочинений (М., 2007). Эта вставка была опубликована в однотомнике 1973 г., а в дальнейшем — в издании романа, предпринятом петербургским издательством «Вита нова», и в полном собрании редакций и вариантов романа «Мой бедный, бедный мастер...».

Цитатный образ Алоизия Могарыча

О внешности Алоизия Могарыча известно следующее:

«...кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне-то черт знает на что похожий..."

Алоизий Могарыч является приятелем главного героя романа, Мастера:

«...А со мной случилась оригинальность, как нередко бывало в моей жизни... У меня неожиданно завелся друг...»

Алоизий Могарыч нравится Мастеру за свой «сюрприз» внутри:

«...Понравился он мне до того, вообразите, что я его до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем...»

«...Дело в том, что вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен. Такой сюрприз в своем ящике Алоизий <...> — имел...» (Мастер об Алоизие)

Алоизий Могарыч не нравится Маргарите:

«...Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него. Она сказала: - Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее...»

Алоизий Могарыч называет себя журналистом:

«...Отрекомендовался он мне журналистом...»

Алоизий холост. Он живет недалеко от «подвала» Мастера:

«...Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, но что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал...»

Алоизий Могарыч — умный человек:

«...Именно, нигде до того я не встречал и уверен, что нигде не встречу человека такого ума, каким обладал Алоизий. Если я не понимал смысла какой-нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение это ему не стоило ровно ничего. То же самое с жизненными явлениями и вопросами...»

Алоизий Могарыч любит литературу:

«...Покорил меня Алоизий своею страстью к литературе. Он не успокоился до тех пор, пока не упросил меня прочесть ему мой роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно, но с потрясающей точностью, как бы присутствуя при этом, рассказал все замечания редактора, касающиеся этого романа. Он попадал из ста раз сто раз. Кроме того, он совершенно точно объяснил мне, и я догадывался, что это безошибочно, почему мой роман не мог быть напечатан. Он прямо говорил: глава такая-то идти не может...»

Алоизий — очень предприимчивый человек:

«...Но Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым...»

Алоизий Могарыч — доносчик. Он пишет жалобу на Мастера с целью выселить его из жилья:

«...ябедник Алоизий Могарыч...»

«...Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? — спросил Азазелло. <...> Вы хотели переехать в его комнаты?..»

Вскоре Алоизий заселяется в жилье Мастера. Он даже пристраивает там ванну:

«...Я ванну пристроил, — стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка... купорос...»

В конце концов свита Воланда выгоняет Алоизия из «подвала» Мастера:

«...опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке, откуда был изгнан ябедник Алоизий Могарыч...»

В наказание за подлость Воланд посылает Алоизия в путешествие на поезде — без штанов. Придя в себя в поезде, Алоизий возвращается в Москву:

«...Опомнившись, примерно через сутки после визита к Воланду, в поезде, где-то под Вяткой, Алоизий убедился в том, что, уехав в помрачении ума зачем-то из Москвы, он забыл надеть брюки <...>. Уплатив колоссальные деньги проводнику, Алоизий приобрел у него старую и засаленную пару штанов и из Вятки повернул обратно...»

Через несколько месяцев Алоизий Могарыч становится финдиректором Варьете:

«...сейчас существует, и именно в той должности, от которой отказался Римский, то есть в должности финдиректора Варьете...»

«...Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым, через две недели он уже жил в прекрасной комнате в Брюсовском переулке, а через несколько месяцев уже сидел в кабинете Римского...»

Варенуха считает своего нового директора Алоизия плохим человеком:

«...И как раньше Римский страдал из-за Степы, так теперь Варенуха мучился из-за Алоизия. Мечтает теперь Иван Савельевич только об одном, чтобы этого Алоизия убрали из Варьете куда-нибудь с глаз долой, потому что, как шепчет иногда Варенуха в интимной компании, "такой сволочи, как этот Алоизий, он будто бы никогда не встречал в жизни и что будто бы от этого Алоизия он ждет всего, чего угодно"...»

Судя по всему, Алоизий оказывается плохим директором. Он не занимается делами театра:

«...Впрочем, может быть, администратор и пристрастен. Никаких темных дел за Алоизием не замечено, как и вообще никаких дел, если не считать, конечно, назначения на место буфетчика Сокова какого-то другого...»

Геннадий Богачев в роли Алоизия Могарыча в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Геннадий Богачев в роли Алоизия Могарыча в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации