Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Александр Рюхин

...из ворот Грибоедова Пантелей, швейцар, милиционер, официант и поэт Рюхин выносили спеленатого, как куклу, молодого человека, который, заливаясь слезами, плевался, норовя попасть именно в Рюхина, давился слезами и кричал: — Сволочь!

Александр Рюхин — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», поэт, член МАССОЛИТа. Он упоминается всего в нескольких эпизодах. Впервые читатель узнает о нем в сцене появления Бездомного в писательском ресторане, где Иванушка пытается предупредить посетителей о пришествии Сатаны, а в результате оказывается в клинике для душевнобольных. Туда и сопровождает его вместе с милиционером и «Пантелеем из буфетной» собрат по пиитическому цеху Александр Рюхин.

Вместо благодарности Рюхин получает от Бездомного крайне нелестную аттестацию. Иван именует сотоварища «идиотом», «балбесом и бездарностью Сашкой». Далее следует обличительная тирада: «Типичный кулачок по своей психологии... и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе... "Взвейтесь!" да "развейтесь"... а вы загляните к нему вовнутрь — что он там думает... вы ахнете!»

Ошеломленный Рюхин «думал только об одном, что он отогрел у себя на груди змею, что он принял участие в том, кто оказался на поверку злобным врагом». Возвратившись в Москву в кузове грузовика, Рюхин попадает в затор рядом с памятником Пушкину на Тверской («застрявши в колонне других машин у поворота на бульвар»). Вот тут автора «звучных стихов к первому числу» и прорывает. Он поднимается во весь рост и обращается к памятнику с обличающей речью, обвиняя Пушкина в том, что тот не создал ничего стоящего, а стал знаменит лишь благодаря тому, что его застрелил Дантес:

«Вот пример настоящей удачливости... — тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, — какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах. "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, — стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...».

Затем «бездарность Сашка» возвращается в ресторан, заказывает у Арчибальда Арчибальдовича водочки и хлещет ее рюмку за рюмкой.

Прототипы Рюхина

Большинство исследователей творчества Булгакова считают, что прототипом Рюхина, по всей видимости, послужил поэт Владимир Маяковский (1893 — 1930). С ним Булгаков нередко играл в бильярд. Об этом сохранились воспоминания друга Булгакова, драматурга С.А. Ермолинского (1900 — 1984): «Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Еще бы — Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал. Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.

— От двух бортов в середину, — говорил Булгаков. Промах.

— Бывает, — сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбирая удобную позицию. — Разбогатеете окончательно на своих тетях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.

— Благодарствую. Какой уж там дом!

— А почему бы?

— О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин. Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:

— Абсолютно согласен. Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные».

В «Мастере и Маргарите» ссора поэта Рюхина с Иваном Бездомным пародирует действительные взаимоотношения Маяковского с поэтом Александром Безыменским, послужившим одним из прототипов Бездомного. Уничижительный отзыв о Безыменском есть в стихотворении Маяковского «Юбилейное» (1927):«Ну, а что вот Безыменский?! // Так... // Ничего... // морковный кофе». В эпиграмме 1930 г. характеристика Безыменского была не менее резкой: «Уберите от меня // этого // бородатого комсомольца!»

В «Мастере и Маргарите» ссора поэта Рюхина с Иваном Бездомным пародирует действительные взаимоотношения Маяковского с поэтом Александром Безыменским, послужившим одним из прототипов Бездомного. Уничижительный отзыв о Безыменском есть в стихотворении Маяковского «Юбилейное» (1927):«Ну, а что вот Безыменский?! // Так... // Ничего... // морковный кофе». В эпиграмме 1930 г. характеристика Безыменского была не менее резкой: «Уберите от меня // этого // бородатого комсомольца!»

Цитатный образ Рюхина

Полное имя героя — Александр Рюхин:

«...бездарность Сашка!..»

Александр Рюхин является поэтом:

«...швейцар, милиционер, официант и поэт Рюхин выносили спеленатого, как куклу, молодого человека ... Тут же находился и крайне взволнованный поэт Рюхин...»

Возраст Рюхина — 32 года:

«...Ему — тридцать два года!..»

Поэт Рюхин является «балбесом и бездарностью». Он сочиняет плохие стихи и сам это понимает:

«...среди идиотов, из которых первый — балбес и бездарность Сашка!..»

«...Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда...»

«...Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! — безжалостно обращался к самому себе Рюхин, — не верю я ни во что из того, что пишу!..»

Рюхин — «кулачок» (зажиточный крестьянин), который притворяется пролетарием:

«...Типичный кулачок по своей психологии, — заговорил Иван Николаевич, которому, очевидно, приспичило обличать Рюхина, — и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе... "Взвейтесь!" да "развейтесь!"... А вы загляните к нему внутрь — что он там думает... вы ахнете!..»

У Рюхина «постная физиономия», то есть физиономия ханжи, лицемера:

«...Посмотрите на его постную физиономию...»

Бездарный Рюхин завидует великому поэту Пушкину. Рюхин считает, что в стихах гениального Пушкина нет ничего особенного и что тому просто случайно повезло:

«...Вот пример настоящей удачливости, <...> какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, — стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...»

Рюхин сопровождает своего знакомого, поэта Ивана Бездомного, в клинику. О дальнейшей судьбе героя ничего не известно:

«...Батюшки! — испуганно подумал Рюхин, — да он и впрямь нормален? Вот чепуха какая! Зачем же мы, в самом деле, сюда-то его притащили? Нормален, нормален, только рожа расцарапана...»

«...Это он мне вместо спасибо! — горько подумал он, — за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!...»

Образ Рюхина в кинематографе

Збигнев Замаховский в роли поэта Рюхина в сериале «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Александр Корженков в роли поэта Рюхина в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Александр Ронис в роли поэта Рюхина в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Поэт Рюхин сопровождает Ивана Бездомного в клинику для душевнобольных. Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (1994)

Поэт Рюхин сопровождает Ивана Бездомного в клинику для душевнобольных. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (2005)

Иллюстрации