Вернуться к Герои романа «Мастер и Маргарита»

Абадонна

— Абадонна, — негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. — Да перестаньте, — крикнул Воланд, — до чего нервозны современные люди. <...> Ведь видите же, что он в очках. Кроме того, никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-либо преждевременно.

Абадонна — персонаж романа «Мастер и Маргарита», демон войны. Выступает в роли предвестника смерти. На это указывает сцена убийства на балу барона Майгеля: «Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет».

В ранних редакциях «Мастера и Маргариты» Абадонне отводилось больше места. В окончательной редакции он появляется на бале сатаны в сцене убийства барона Майгеля и в эпизоде с волшебным глобусом в связи с гражданской войной в Испании. Любопытно предположение булгаковеда А. Зеркалова, что появление Абадонны перед Маргаритой предвещает ее близкую смерть. Ведь сам Воланд говорит: «...Никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-нибудь преждевременно».

Прототипы

Абадонна (еврейск.) — «гибель, истребление; царство смерти; губитель»; в Новом Завете представляется особым духовным существом как ангел бездны: «Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откровение Св. Иоанна, 9: 11). Булгаков, несомненно, знал стихотворение В.А. Жуковского «Аббадона», представляющее собой вольный перевод из поэмы Ф.Г. Клопштока «Мессиада», а возможно, и роман Н.А. Полевого «Абадонна». Зеркалов считает, что «портрет Абадонны во всех деталях списан с портрета героя фривольной поэмы Лермонтова "Сашка"»:

...С неподвижным взглядом,
Как белый мрамор холоден и нем,
Как Аббадона грозный, новым адом
Испуганный, но помнящий Эдем...

Смертоносный взгляд Абадонны, возможно, навеян новеллой Эдгара По «Маска Красной смерти»: «Принц бежал с обнаженным кинжалом в руке, и, когда на пороге черной комнаты почти уже настиг отступающего врага, тот вдруг обернулся и вперил в него взор. Раздался пронзительный крик, и кинжал, блеснув, упал на траурный ковер, на котором спустя мгновение распростерлось мертвое тело принца». Абадонна фигурирует и в «Белой гвардии», где пациент Алексея Турбина, больной сифилисом и начитавшийся Откровения Иоанна Богослова поэт Русаков связывает этого ангела с военным вождем большевиков Л.Д. Троцким, имя которого будто бы «по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит "губитель"». Отметим, что дословно Аваддон переводится как «прекращение бытия». Не исключено, что из этой, возникшей в «Белой гвардии», связи главы Красной Армии с Аваддоном родилась мысль в «Мастере и Маргарите» назвать Абадонной демона войны. Возможно, что портрет Абадонны в чем-то подсказан внешностью Троцкого, поскольку Абадонна — худой человек в очках и его работа столь же безукоризненна, как и деятельность Троцкого на посту главы военного ведомства. Оба они равнодушны к жертвам войны.

Цитатный образ

Абадонна является одним из помощников Воланда:

«...сказал Воланд и махнул рукой Абадонне, и того не стало...»

«...Абадонна, — негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура...»

Абадонна — демон войны, разрушения и смерти. Он появляется там, где идет война или там, где кто-то должен умереть:

«...видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война <...> Вот и все <...> Работа Абадонны безукоризненна...»

Герой сочувствует обеим сторонам, участвующим в войне:

«...Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы...»

Он выполняет свою работу безукоризненно:

«...Работа Абадонны безукоризненна...»

Абадонна всегда появляется вовремя:

«...никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-либо преждевременно...»

Абадонна и Азазелло убивают шпиона — барона Майгеля, пришедшего на бал к Воланду. Для этого демон Абадонна снимает свои очки и смотрит на жертву:

«...затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь...»

О внешности Абадонны известно следующее:

«...из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда...»

«...бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе...»

Абадонна носит темные очки, которые не может снять ни на секунду (за редким исключением):

«...— А можно, чтобы он снял очки на секунду? — спросила Маргарита <...> — А вот этого нельзя, — серьезно сказал Воланд...»

Образ Абадонны в кинематографе

Игорь Куявский в роли Абадонны в фильме «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)

Иллюстрации