Вернуться к «Мастер и Маргарита»

Чернокнижник Герберт Аврилакский

— Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации, — веско проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов. <...>

— А у вас какая специальность? — осведомился Берлиоз.

— Я — специалист по черной магии.

«На тебе!..» — стукнуло в голове у Михаила Александровича.

— И... и вас по этой специальности пригласили к нам? — заикнувшись, спросил он.

— Да, по этой пригласили, — подтвердил профессор и пояснил: — Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я — единственный в мире специалист.

Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

В романе «Мастер и Маргарита» в знаменитой сцене на Патриарших прудах Берлиоз интересуется у Воланда, зачем тот приехал в Москву. Воланд отвечает, что является специалистом по черной магии и добавляет, что будет изучать рукописи десятого века чернокнижника Герберта Аврилакского, хранящиеся в московской библиотеке. Удовлетворенный ответом Берлиоз решает, что его собеседник является историком.

Герберт Орильякский (Аврилакский) (ок. 946 — 12 мая 1003) — выдающийся средневековый ученый и церковный деятель. Больше известен как папа римский Сильвестр II (со 2 апреля 999 года по 12 мая 1003 года). Он популяризировал арабские научные достижения в математике и астрономии в Европе. Возродил использование абака, армиллярной сферы и астролябии, забытых в Европе после падения Римской империи. Имя Герберта Аврилакского было окутано слухами и легендами, согласно которым он слыл алхимиком и чародеем, обучавшимся чернокнижному искусству в арабских Кордове и Севилье.

Герберт Аврилакский родился в Оверни в городе Орийак (ранее название произносилось как Аврилак) около 946 года. Он происходил из очень бедной и незнатной семьи и еще ребенком отдан был в бенедиктинский монастырь Святого Геральда в Аврилаке. Монахи сразу же заметили в нем склонность к точным наукам, пытливый ум и невероятную любознательность. В 967 году монастырь посетил граф Барселоны Боррель II, и настоятель рекомендовал ему молодого способного монаха в качестве секретаря. Три года Герберт провел в Северной Испании, где познакомился с арабской наукой.

В то время Кордовский халифат оказывал большое влияние на соседние христианские государства, в том числе в сфере образования и культуры. В библиотеках арабских городов сохранились труды античных авторов, многие из которых будут заново открыты европейцами лишь в эпоху Возрождения. В библиотеке Кордовы хранилось до полумиллиона книг, в то время как лучшие европейские библиотеки могли похвастаться лишь тысячей.

С согласия графа Герберт был переведен в Вик, где продолжил обучение под руководством епископа Ато. Граф Боррель II в это время снарядил дипломатическую миссию к кордовскому халифу аль-Хакаму II; делегацию возглавил епископ Ато. Из этой поездки епископ привез новые документы и книги. Герберт получил доступ к научной информации, которой в Европе того времени не имел никто. Он с усердием изучал математику и астрономию. В частности, одним из первых среди европейцев Герберт познакомился с арабскими цифрами, осознал их удобство по сравнению с римскими и начал пропагандировать их внедрение в европейскую арифметику.

В Испании Герберт познакомился с абаком — прообразом счетов, первой вычислительной машиной в мире — и впоследствии написал об этом инструменте трактат. Он писал также о сложных астрономических инструментах, включая астролябию; о геометрии — пытаясь заполнить пробелы, вызванные плохим знакомством тогдашних европейцев с трудами Евклида; о музыке — судя по всему, он сконструировал «монохорд», инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков, то есть закладывал основы акустики; ему приписывается также создание первого гидравлического органа, в котором нагнетание воздуха в трубы совершалось при помощи механизма, а не выбивающегося из сил церковного служки.

В 969 году граф Боррель направился в паломничество в Рим, взяв с собой Герберта и представив его папе Иоанну XIII. Оценив таланты молодого монаха, папа рекомендовал его императору Оттону I в качестве наставника для наследника, будущего императора Оттона II. На этой должности Герберт находился три года, после чего в 972 году отправился в Реймс, где архиепископ Адальберон назначил его схоластом школы монастыря Святого Ремигия в Реймсе. В 973 году Оттон II, который наследовал после смерти отца титул императора, назначил Герберта аббатом в монастыре Боббио.

Более десяти лет, с 972 по 982 год Герберт преподавал в Реймсе дисциплины тривиума (грамматику, риторику, диалектику) и квадривиума (музыку, арифметику, астрономию и геометрию). Здесь в полной мере раскрылись неординарные способности Герберта и тяга к новаторству. Пользуясь десятичной системой исчисления, он восстановил давно забытый европейцами абак и даже усовершенствовал его на основе последних арабских достижений в математике. Отдавая дань своей любимой астрономии, Герберт сконструировал армиллярную небесную сферу, где были обозначены небесный экватор, тропики, эклиптика и полюса. Он начал разрабатывать конструкцию астролябии, которая стала использоваться в Европе только век спустя.

Оттон II умер в 983 году в возрасте 28 лет, предположительно от малярии. Наследнику престола, сыну византийской принцессы Феофано, в то время было всего три года и звали его также Оттон. У этого императора, которому придворные льстецы дали прозвище Чудо Мира, также сложились прекрасные отношения с Гербертом. Постепенно Герберт втягивался в политику. Вместе с архиепископом Адальбероном он противостоял попыткам короля Западно-франкского королевства Лотаря при поддержке Гуго Капета отторгнуть Лотарингию от империи Оттона III.

После смерти епископа Адальберона началась борьба за место архиепископа Реймса. Герберт выступил одним из кандидатов, но Гуго Капет поддержал Арнульфа, незаконного сына короля Лотаря. В 989 году именно Арнульф был избран архиепископом реймсским. В 991 году в результате возникших противоречий между архиепископом и королем Гуго Капетом Арнульф был свергнут и на его место избран Герберт. Однако папа Иоанн XV, а затем и римский синод не признали этого избрания. Герберт признал решение папы, и в 995 году Арнульф был формально восстановлен на кафедре. Однако поскольку Гуго Капет заключил Арнульфа в тюрьму, фактически кафедра оставалась вакантной.

Новый папа Григорий V (двоюродный племянник императора Оттона III) в 998 году назначил Герберта архиепископом Равенны, а 2 апреля 999 года, после смерти Григория V, при поддержке императора Оттона III Герберт был избран папой римским под именем Сильвестра II. Герберт взял это имя в честь папы Сильвестра I, который в IV веке был советником императора Константина I Великого. Он стал первым французом, занявшим престол святого Петра. После избрания Сильвестр подтвердил права своего бывшего врага Арнульфа на архиепископство реймсское. В качестве папы Сильвестр активно боролся с симонией и конкубинатом, которые процветали среди римского духовенства.

В 1001 году в результате народного восстания в Риме император и папа были изгнаны в Равенну. Оттон III предпринял два неудачных похода, чтобы возвратить себе Рим, и умер во время третьего. Сильвестр II возвратился в Рим вскоре после смерти императора, когда власть в городе перешла к нобилитету. 12 мая 1003 года Сильвестр II умер и был похоронен в соборе Святого Иоанна Латеранского в Риме. Над его могилой начертаны латинские стихи, которые начинаются так: Iste locus mundi Silvestri membra sepulti venturo Domino conferet ad sonitum. «Здесь покоятся бренные члены Сильвестра, который встанет по звуку при явлении Господа». Позже появилась легенда, что периодически из этой гробницы доносится шум, предупреждающий о близкой смерти римского папы.

Как ученый Герберт намного опередил свое время. Пытаясь найти объяснение его необыкновенной учености, современники подозревали его в колдовстве и чернокнижии. Герберту приписывали изучение магии и астрологии в исламских городах Кордовского халифата. Предполагалось, что Герберт с помощью дочери арабского философа, у которого учился, завладел книгой заклинаний и скрылся от преследовавшего его философа, сделавшись невидимым.

Предполагалось, что Герберт создал бронзовую голову, которая отвечала на его вопросы: «да» или «нет». Считалось, что с помощью бронзовой головы он сумел подняться к папскому трону. По утверждению легенды, бронзовая голова сообщила Герберту, что если он когда-либо будет служить мессу в Иерусалиме, дьявол схватит его. Герберт отменил паломничество в Иерусалим, но когда совершал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской в Риме, ему стало плохо, и он, умирая, попросил своих кардиналов разрубить его тело, чтобы оно не досталось дьяволу.

Первые обвинения Герберта в связях с нечистой силой появились спустя много лет после его смерти и были обусловлены в первую очередь обстоятельствами политической и идеологической борьбы второй половины XI века. Первым Сильвестра II и его преемников в связи с дьяволом обвинил кардинал Бенно, активный противник политики Рима, сыгравший важную роль в низложении папы Григория VII и возведении на престол антипапы Климента III. По утверждению Бенно, дьявольское наущение стало определять всю политику Рима именно начиная с Сильвестра II!

Вскоре эти легенды были подхвачены — сначала историками и хронистами (вторая книга «Истории английских королей» Вильяма Мальмсберийского, около 1130 года), а затем и беллетристами, дополнившими их новыми сюжетами (Вальтер Мап в «Забавных придворных разговорах», конец XII века). Новое дыхание легенды о Герберте обрели в середине XVI века в период Реформации, опять в основном усилиями британских авторов, причем если Томас Свиннертон и Роберт Барнс ограничивались их небольшой переделкой, адаптируя под нужды политического момента, то Джон Бэйл попросту утверждал, что Герберт посредством некромантии освободил сатану из его тысячелетнего заточения! Легенды, связанные с ученым папой, оказались поразительно живучими, и даже в начале просвещенного XIX века Жюль Мишле, пересказывая их в своей «Истории Франции», называл Герберта «дьявольским человеком».

Сильвестр II и дьявол. Средневековая иллюстрация

Папа римский Сильвестр II

Папа римский Сильвестр II, XVI—XVII вв.

Памятник Сильвестру II в Орийаке

Абак

Астролябия, XVII в.

Антонио Сантуччи. Армиллярная сфера, 1588—1593 гг.