Оригинальное название: Софиология Михаила Булгакова
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Борис Евсеев
Длительность: 1 час 38 минут 17 секунд
Язык: русский
Производство: Библиотека-Музей Дом Лосева
Страна: Россия
Год: 2022
27 июля 2022 года состоялась лекция писателя Бориса Тимофеевича Евсеева, посвященная творчеству Михаила Булгакова. Она состоялась в рамках проекта «Возвращение на Родину: философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России. К 100-летию "Философского парохода"» при поддержке Фонда возрождения национальных традиций «Новый век» и Президентского фонда культурных инициатив.
«Михаил Афанасьевич Булгаков — насмешник-печальник и великий писатель, проживший на этом свете неполных 49 лет, стоит в ряду русских литераторов особняком. "Вещество" булгаковской прозы роднит его с Гоголем, трагический накал и гротеск — с Достоевским, способы видеть мир — с Толстым. Придя в 1921 году в одну из московских редакций в рваной солдатской шинели, со свернутым в трубку фельетоном в кармане, он за свою короткую писательскую жизнь взбаламутил море московских и совдеповских обывателей до дна. В 20-х — великолепными повестями и жанром "записок": на манжетах и на клочках бумаги. В конце 30-х — чтением у себя на квартире "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты". Ну, а сейчас, в 2020-х возмущает многих и многих тем, что до сих пор не проклят, не забыт, не удален навсегда, из людской памяти, как досаднейшая помеха.
Однако есть еще один скрытый пласт булгаковских произведений: философско-религиозный. При всей независимости своего творчества Булгаков был, конечно же, связан с Русским Возрождением, поэтически расплывчато именуемым "Серебряным веком", который характеризовали, между прочим, и так: "Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой". Бреда и впрямь было много. Но и важных исканий немало было... Конец XIX начало XX века — время рождения русской религиозной философии и пробуждения художественно-философской мысли. Бердяев и Флоренский, Франк и Эрн, братья Трубецкие, Розанов, Шестов и другие, открыли новую область русского самопознания, у истоков которой стоял Достоевский, а позже Владимир Соловьев.
Результатом творчества этих мыслителей стало создание уникальной русской философской школы, опиравшейся на идеи всеединства, а также на некий пред-экзистенциализм, сосредоточенный на мотивах трагизма человеческого существования, предопределенного страданиями, неизбежностью смерти и самоуправством случайностей. Если вчитаться внимательно — наиболее близким Булгакову философским течением была софиология. В работах русских религиозных философов конца XIX начала XX веков софиология (или София Премудрость Божия) представала как свод творческих первообразов, как Христова мудрость и сила, как вселенская симфоническая личность. По определению А.Ф. Лосева, софиология — "умопостигаемая осуществленность Абсолюта".
Булгаков продолжил традиции отечественной софиологии, безотчетно отвергая рационализм Европы, замещая его этическим мистицизмом, утверждая главенство судьбы, а не поверхностного разума. Рассказать мир как историю и при помощи этой истории, хоть в малой мере пересоздать мир заново — сверхзадача прозы. Булгаковская проза, написанная как ежемоментно, на молекулярном уровне обновляемая "история земли", — одно из главных физико-биологических явлений XX века. Но при этом она близка к Софии Премудрости Божией! И что особенно важно: проза Булгакова веско дополняет Русскую идею, которая в свою очередь становится ярчайшей составляющей обще-христианского образа нашего мира».
Борис Евсеев