Оригинальное название: Поэты и музы Серебряного века. Михаил Булгаков
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Валерий Бондаренко
Длительность: 6 серий по 18 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Год: 2015
«Поэты и музы Серебряного века. Взгляд из Самары» — это авторская программа самарского искусствоведа и кинокритика Валерия Бондаренко. Шесть серий цикла посвящены известному писателю и драматургу Михаилу Булгакову и его главным произведениям.
1. Михаил Булгаков. Записки врача
В начале XX века в Москве была газета «Гудок». Работали в ней талантливые люди, писавшие фельетоны: Юрий Олеша, Исаак Бабель, Валентин Катаев, Ильф и Петров и другие. Все они, не считая Михаила Булгакова, были из Одессы. Это была веселая молодая компания, любившая розыгрыши, выпивку, развлечения. Они были полны надежд на светлое будущее страны Советов. А вот Булгаков был там чужим, он был старше, и совсем другим. Вся эта молодежь с радостью восприняла революция, а Булгаков ее сразу же возненавидел. Для молодежи «Гудка» Булгаков казался чем-то отжившим и старомодным. Да и сам он говорил в то время, что хотел бы родиться на сто лет раньше.
Булгаков к тому времени успел многое пережить. Он родился в Киеве, в семье преподавателя духовной академии, окончил медицинский факультет, рано женился на барышне из Саратова Татьяне Лаппа. Вместе им пришлось пройти через ужасы госпиталей Первой мировой, тяжелую рутину работы земским доктором в Смоленской губернии. Булгаков стал морфинистом, к счастью, от этой пагубной привычки ему удалось избавиться.
2. Михаил Булгаков. Ощущение русской судьбы
В судьбе Булгакова были свои опорные точки, так он всегда хотел уехать из страны. Как-то так получилось, что из-за жизни в глубинке, морфинизма, излечения от него, революцию Булгаков пропустил. А вот те события, которые за ней последовали, он прочувствовал на себе, и позднее он описал в «Белой гвардии». Киев 1918 года, не менее десяти раз менявшаяся власть в городе, мобилизация белогвардейцами, работа военным врачом на Кавказе, где он заболел тифом, из-за чего не смог покинуть страну с отступавшей армией.
После всех злоключений Булгаков решил отказаться от врачебной деятельности и начал писать. Сначала небольшие статьи, потом пьесы для революционного театра, которые успешно ставились. В 1921 году он принял решение ехать в Москву. Первые годы в столице были очень тяжелыми, ему с женой можно сказать чудом удалось закрепиться в комнате коммунальной квартиры на Садовой улице. Жизнь там была для Булгакова адом, но именно в этой коммуналке он написал свое первое серьезное произведение — роман «Белая гвардия», чуть позже переделанный им в пьесу «Дни Турбиных» для МХАТа. Саму коммуналку и ее обитателей он позже изобразил в некоторых своих рассказах.
3. Михаил Булгаков. Стук собачьих сердец
Михаил Булгаков часто раздумывал о своей судьбе, о судьбе вообще, о судьбе русской литературы в частности. В его жизни, кроме писательского таланта было еще умение наживать врагов, которое в общем-то его и погубило. У него рано появилось желание выводить в своих произведениях реальных людей. В «Белой гвардии» он в образе предателя и труса Тальберга ярко описал мужа своей сестры Варвары — Леонида Карума. На что она очень обиделась и даже перестала с братом общаться. В своих «Записках покойника» («Театральном романе») он описал МХАТ, с которым был связан в течение многих лет, в этом произведении легко угадывались люди, работавшие с ним рядом в этом театре.
Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа не смогла простить ему того, что свой первый роман «Белая гвардия» он посвятил Любови Белозерской, второй жене. Это был роман, который он писал в первые годы жизни в Москве, в холодной комнате, по ночам, а она всегда была рядом, приносила ему горячую воду, чтобы отогреть его замерзшие руки... И этой обиды она не простила.
4. Михаил Булгаков. Театральный роман
В 1926 году Михаил Булгаков оказался на допросе в ОГПУ. Возможно, это была последний шанс для Булгакова оказаться за границей, ведь по итогам обыска его могли выслать, как многих в то время. Во время допроса он признавался в нелюбви к революции, непонимании крестьянства и рабочего класса. Булгаков собирал все отрицательные отзывы, для этого у него был специальный альбом... В письме Сталину в 1930 году он ссылался на эти отзывы, говорил о невозможности работать и просил разрешить уехать за границу или дать ему возможность работать. Тогда по личному распоряжению Сталина его взяли в штат МХАТа вторым режиссером.
В 1926 году на сцене МХАТа появились герои «Белой гвардии». Пьеса «Дни Турбиных» стала для автора настоящим успехом, в театре был аншлаг, несмотря на отрицательные отзывы в прессе, ее принимали восторженно. У Булгакова появились деньги, его признали в литературных кругах, его пьесы «Зойкина квартира» и «Багровый остров» ставили в других театрах. Так продолжалось до того момента, пока пьесу «Дни Турбиных» не сняли с показа, вслед за ней последовали и другие. Именно тогда отчаявшийся писатель и написал письмо Сталину...
5. Михаил Булгаков. Мастер
«Никогда ничего не просите, сами придут и сами дадут». В жизни Булгакова было все по-другому. В отличие от Ахматовой, Мандельштама тем, что он не мог жит, если его не печатали. Он хотел быть успешным, хотел, чтобы его признавали, печатали, он не мог писать «в стол»... Но его произведения не вписывались в те рамки, которые были поставлены в те годы. Отчаявшийся писатель написал письмо Сталину, на которое тот неожиданно ответил личным телефонным звонком. Во время этого разговора Вождь народов напрямую спросил о желании писателя уехать за границу, на что тот уклончиво ответил, что не представляет жизнь русского писателя за границей. После этого звонка Булгакова и взяли на работу в МХАТ. Стоит отметить, что во время звонка Сталин сказал, что им надо встретиться, и Булгаков долго ждал этой встречи, но она так и не состоялась... Тогда он и стал превращаться в мастера.
6. Михаил Булгаков. Маргарита
Прежде чем говорить о самой страшной катастрофе в жизни Булгакова, стоит рассказать о той женщине, с которой он провел самые последние годы своей жизни — Елене Сергеевне Булгаковой. В бытовом отношении это было самое благополучное время в жизни Булгакова. Есть мнение, что Елена Сергеевна сотрудничала с КГБ, поэтому и семья Булгаковых жила достаточно богато, они часто устраивали застолья, у Елены Сергеевны были дорогие платья, одежда, французские духи. Они ходили на приемы в американское посольство, принимали их у себя. Но фактов, подтверждающих или опровергающих это предположение, не найдено. Как бы там ни было, Елена Сергеевна была верным спутником Булгакова, именно она стала основным прообразом Маргариты в известном романе.