Вернуться к Фильмы о Булгакове

Михаил Булгаков. Черный снег

Оригинальное название: Михаил Булгаков. Черный снег
Жанр: документальный
Режиссер: Борис Хлебников
Автор сценария: Анатолий Смелянский
Ведущий: Анатолий Смелянский
Композитор: Л.В. Бетховен, И.С. Бах, Ф. Шопен, А. Вивальди, Э. Артемьев, А. Колосов
Оператор-постановщик: Алексей Шемятовский
Компьютерная графика: Денис Хатин, Георгий Носков
Монтаж: Алексей Васин, Алексей Шемятовский
Шеф-редактор: Андрей Зайцев
Продюсер: Виталий Максимов
Длительность: 15 серий по 26 минут
Язык: русский
Производство: Студия «ДД» по заказу телеканала «Культура»
Страна: Россия
Год: 2001

Авторская программа известного российского театрального критика Анатолия Смелянского «Черный снег» посвящена судьбе писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова. В программе использованы фрагменты фильмов «Собачье сердце» (реж. В. Бортко), «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Бег» (реж. А. Апов, В. Наумов), спектаклей «Зойкина квартира» (реж. М. Левитин, театр «Эрмитаж»), «Мастер и Маргарита» Театра на Таганке, режиссер Юрий Любимов, «Кабала святош» (реж. А. Шапиро, МХАТ им. А.П. Чехова), а также телефильма «Мастер» (реж. О. Кознова).

1 серия посвящена жизни Михаила Булгакова в Киеве. Он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его супруги Варвары Михайловны Булгаковой. В доме № 13 по Андреевскому спуску в Киеве, в котором с 1906 по 1919 год жили Булгаковы, был открыт музей Михаила Булгакова. В день открытия музея, 15 мая 1991 года, в ясный день ударил раскат грома. В этом музее собраны вещи, принадлежавшие семье Булгаковых, и вещи белого цвета, воссозданные музейными сотрудниками, здесь их называют «турбинскими». В Киеве дом на Андреевском спуске называют Домом Турбиных, ведь именно в этом доме писатель «поселил» героев «Белой гвардии». В этом романе Булгаков описал события, пережитые им в 1918 году в Киеве.

2 серия. В 2001 году в Москве еще не было музея, посвященного Михаилу Булгакову. Но в доме-музее Станиславского в Москве есть выставка, посвященная пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». В этой комнате воссоздана изразцовая печка с надписями из дома Турбиных, стоит лампа с зеленым абажуром... Здесь автор программы Анатолий Смелянский рассказывает о первых драматургических опытах Булгакова. Первые пьесы он написал во Владикавказе, после того как Добровольческая армия, в которой он служил военным врачом, покинула Россию, а он заболев тифом, вынужденно остался в России, ставшей советской. Именно тогда он решил оставить медицину и посвятить себя литературному труду. Чтобы выжить, он стал служить советской власти, в роли журналиста, зав. подотделом Лито, потом Тео (театральным) подотделом. Для местного Советского театра он написал несколько пьес: «Самооборона», «Парижская коммуна», «Братья Турбины», «Сыновья муллы». Они с успехом шли в театре, но сам автор их стыдился, он уничтожил их. Чудом сохранилась лишь одна из них — «Сыновья муллы».

3 серия. Какой была жизнь Михаила Булгакова в начале 1920-х годов, в первые годы, проведенные в Москве? Первым московским адресом Булгакова стал дом № 10 по Большой Садовой. В этом доме, в коммунальной квартире № 50, у его родственников Андрея и Надежды Земских была комната, которую они уступили Михаилу и его жене Татьяне. После голодных времен разрухи наступает новая эпоха — НЭП. Булгаков внимательно присматривался к окружающим его переменам, он начал писать сатирические произведения — «Дьяволиада», «Роковые яйца», а затем и в 1925 году — повесть «Собачье сердце». Последнее произведение, прочитанное автором на нескольких литературных вечерах, привлекает внимание ОГПУ. В 1926 году в квартиру Булгаковых пришли с обыском, изъяли саму рукопись и дневники писателя. Дневники Булгакову после многих обращений вернули. Автор из сжег, но как говорится «рукописи не горят», и через много лет в архивах спецслужб нашли копию этих дневников, их опубликовали под названием «Под пятой» в 1990 году. В то же время обнародовали и протоколы его допросов, в которых Булгаков искренне рассказывает о своем мировоззрении. В первой публикации текст дневников писателя подвергся цензуре, из него изъяли некоторые фразы.

4 серия. Роман Булгакова «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных». По мнению самого автора, этот роман был написан как высшее оправдание жизни писателя. Можно сказать, что в первом варианте «Белой гвардии» звучит настоящий голос Булгакова, это итог его наблюдений над революцией, над этой смутой, над кошмаром, который творился в дни Гражданской войны. В первой инсценировке романа для МХАТа Булгаков пытался передать настроение романа, главным его героем должен был стать доктор Турбин. Но в результате переработки, совместной работы автора и актеров, получился совсем другой спектакль, который с огромным успехом был принят зрителями. Изначально спектакль должен был называться так же как и роман — «Белая гвардия», но руководством театра было принято решение переименовать. Вариантов нового названия было множество, до самых нелепых, возмущенный автор даже хотел забрать пьесу, но в результате удалось договориться и остановились на «Днях Турбиных».

5 серия. В этой серии Анатолий Смелянский рассказывает о непростой судьбе мхатовской постановки «Дни Турбиных». Еще до премьеры о постановке много говорили, ее ждали. Спустя много лет стало известно, что решение о разрешении пьесы было принято «на самом высоком уровне». Спектакль о белогвардейцах в то время, когда события Гражданской войны были еще так близки, многие воспринимали резко негативно. Но публика воспринимала постановку с восторгом. К Булгакову пришла слава, стали поступать и деньги. Но в то же время в прессе была организована критика пьесы, организовывались диспуты, «общественные суды». На один из таких диспутов пришел сам Булгаков. Но «Дни Турбиных» продолжали с аншлагом идти на сцене МХАТа, в этой постановке играли великолепные актеры: Алексей Турбин — Николай Хмелёв, Николка — Иван Кудрявцев, Елена — Вера Соколова, Шервинский — Марк Прудкин, Студзинский — Евгений Калужский, Мышлаевский — Борис Добронравов, Тальберг — Всеволод Вербицкий, Лариосик — Михаил Яншин. В марте 1929 года спектакль «Дни Турбиных» сняли с показа, в то же время запретили и другие спектакли Булгакова: «Зойкину квартиру», «Багровый остров». С того времени Булгаков становится «антисоветским» писателем. Тогда он начал думать об отъезде за границу, писать письма в самые высокие инстанции с просьбой о разрешении на выезд...

6 серия. Пьеса «Зойкина квартира» в Вахтанговским театре. Возможно, в какой-то степени замысел создания подобной пьесы возник у Булгакова еще во Владикавказе, когда он написал салонную комедию «Глиняные женихи». Но если в 1921 году для советского театра эта постановка была бы невозможна, то в 1926 году, во времена НЭПа, пьеса о тайном публичном доме под видом женского ателье, оказалась востребованной. В то же время судьба этой постановки, премьера которой состоялось в октябре 1926 года, напрямую зависела от судьбы мхатовских «Дней Турбиных». Снимут Турбиных, значит снимут и «Зойкину квартиру».

7 серия. Борьба вокруг «Бега» с участием Горького, Станиславского, Рыкова, Сталина и запрет пьесы. Первоначально Булгаков хотел назвать ее «Изгои» или «Рыцари Серафимы». Договор на создание этой пьесы он заключил осенью 1927 года. В первом своем машинописном варианте пьеса была посвящена исполнителям «Дней Турбиных», эта пьеса была рассчитана на актеров Художественного театра. Булгаков думал о Хмелеве, сочиняя своего Хлудова, думал о Яншине, думал о Соколовой, думал о турбинском ансамбле... Спектакль был задуман весной 1927 года и он должен был стать для автора решающим, определяющим его место в театральном мире. Но пьесу не приняли, ее не поняли. Вокруг пьесы началась невероятная война...

8 серия. Пьеса «Багровый остров» стала для Булгакова последней попыткой ответить своим критикам. Это была неприкрытая сатира на Главрепертком, на советские спектакли с революционным сюжетом, но кроме этого в ней фактически пародируются все революционные события, от февраля до октября, и международная интервенция... Да и борьба в пьесе происходит между белыми арапами и красными туземцами (несметные полчища)... Главный герой пьесы Дымогацкий, автор «революционной» пьесы, в нем можно угадать самого Булгакова времен Владикавказа, когда ему, чтобы не умереть с голоду, приходилось писать халтурные пьесы из туземного быта. В декабре 1928 года, накануне «великого перелома», Александр Таиров в своем театре поставил «Багровый остров» Булгакова, но вскоре спектакль запретили. Вслед за этим в марте 1929 года из репертуара изъяли все пьесы Михаила Булгакова. В жизни Булгакова начинается страшный период, он вновь мечтает о выезде за границу, и пишет письма во все инстанции с просьбой уехать. В то же время он пишет пьесу о Мольере, но ее тоже запрещают. И как последнее средство, он пишет письмо самому Сталину. И Сталин отвечает ему, причем сам звонит ему по телефону, как бы устанавливая личный контакт...

9 серия. Сам Сталин позвонил опальному драматургу Михаилу Булгакову. Это стало поворотным моментом в жизни самого писателя и в истории советского театра. 1929-й год не зря называют годом «великого перелома». Это год, когда изменили лицо страны, сломали стране хребет. Этот год стал годом разгрома Булгакова. В этом году он написал «Мольера». Эту постановку обсуждают, репетируют, но весной 1930 года ее тоже запрещают. Именно в это время он отправляет письмо с просьбой о работе в театре МХАТ, или о выезде за границу, отправляет по семи адресам, письмо попадает в том числе и в ОГПУ. В письме поражает открытость, прямота, он говорит о свободе, необходимой каждому творческому человеку. Друг Булгакова Евгений Замятин примерно в то же время написал письмо с просьбой о выезде, и разрешение получил. Но Булгаков такого разрешения не получил. В ответ на письмо сам Сталин позвонил Булгакову. Стоит отметить, что этот звонок состоялся уже после самоубийства Владимира Маяковского, потрясшего всю страну. После этого разговора Булгакова принимают на работу во МХАТ.

10 серия. В результате звонка Сталина Булгаков в мае 1930 года стал режиссером-ассистентом Художественного театра. Первая работа — инсценировка гоголевских «Мертвых душ». Эта пьеса уже была в работе, Булгаков прочитал то, что было написано до него и понял, что все надо переделывать. Тогда же Станиславский возвращается из-за границы после лечения. Булгаков начал работу над пьесой вместе с режиссером Сахновским. Оба они влюблены в Гоголя. Сахновский написал о том времени воспоминания, опубликованные в 1937 году. Булгаков задумал не инсценировку, а новую пьесу, в которую ввел еще одно действующее лицо — чтеца Первого. И начинаться действие должно в Италии. Но с первым вариантом инсценировки Немирович-Данченко не согласился, да и Станиславский понял, что новая эпоха требует нового видения Гоголя...

11 серия. Пять лет работы над пьесой Михаила Булгакова «Кабала святош», над пьесой о Мольере Владимир Немирович-Данченко назвал «сказкой театрального быта». Пьеса о Мольере была задумана Булгаковым в 1929 году, это было сложное для писателя и драматурга время, когда все его пьесы были сняты с репертуара, а книги не печатались. В 1930-м, когда после знаменитого звонка Сталина Булгакова принимают на службу в Московский художественный театр, пьесу о Мольере принимают к постановке. Начинаются репетиции, которые продолжались несколько лет. В 1934 году, после возвращения из зарубежной поездки, Константин Сергеевич Станиславский берется за постановку. Однако, когда постановка была уже практически готова, Станиславский решает полностью изменить спектакль. Булгаков соглашается на переделку пьесы...

12 серия. Люди театра в России и во всем мире знакомы с «Театральным романом» Михаила Булгакова. Между тем, в рукописи эта незавершенная книга называлась «Записки покойника». Это произведение очень долго шло к читателю. Впервые «Театральный роман» был напечатан в 1960-х годах. О чем же идет речь в романе? О недостатках театрального мира Советского Союза 1930-х годов или о недостатках театрального мира вообще? В этой книге Булгаков описывал два мира, с которыми ему пришлось столкнуться — мир литературный и мир театральный. Кого из знакомых ему театральных деятелей Булгаков описал в своем произведении? Почему роман так и остался не дописан?

13 серия. Уже практически завершив роман «Мастер и Маргарита», Булгаков по просьбе МХАТ СССР имени М. Горького сочиняет пьесу «Батум», которую театр собирался поставить к 60-летию вождя. Однако сам Сталин запрещает пьесу. Какие надежды Булгаков возлагал на пьесу о молодом вожде? Было ли это уступкой с его стороны, попыткой наладить отношения со Сталиным? Каким он хотел изобразить Сталина? Почему столь обещающее начинание не нашло благоприятного отклика у Сталина?

14 и 15 серии. Анатолий Смелянский рассказывает о великой любви Михаила Булгакова и Елены Сергеевны Булгаковой, той самой, которая стала прообразом Маргариты. В жизни Михаила Афанасьевича Булгакова было три женщины. Первая жена Татьяна Николаевна Лаппа была рядом с ним в самые сложные годы его жизни — с 1913 по 1924 год. Она была с ним в годы Первой мировой, в земской больнице, в голодные годы в Москве. В 1924 году Булгаков развелся со своей Тасей, чтобы жениться на Любови Белозерской. В последние свои дни он вспоминал о Тасе, хотел, чтобы она пришла. Третьей любовью Булгакова стала Елена Сергеевна Шиловская, жена известного военного командира Евгения Шиловского. Ради писателя она отказалась от благополучной жизни. По мнению большинства исследователей творчества Булгакова, именно она стала прообразом Маргариты в знаменитом романе.