Оригинальное название: Мастер и Маргарита не любят друг друга. Разбор
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Александра Бутор
Длительность: 20 минут 42 секунды
Язык: русский
Страна: Беларусь
Год: 2024
Александра Бутор — белорусский режиссер, руководитель киношколы «Территория кино» в Минске. Преподает режиссуру, сценарное и актерское мастерство.
В феврале 2024 года состоялась лекция Александры Бутор «Мастер и Маргарита не любят друг друга. Разбор». В своей лекции Александра Бутор рассказывает о своих впечатлениях от просмотра очередной экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (фильм режиссера М. Локшина). В киношколе проходили обсуждения этого фильма с актерами и режиссерами. Александра Бутор говорит о своей работе: «Все были удивлены моим отзывом: фильм визуально дорогой и красивый, но к роману мало имеет отношения. Люди пошли читать роман, чтобы разобрать на занятиях. Я тоже отправилась читать его, в четвертый раз. Дело в том, что когда мы читаем произведение именно как читатель, мы погружаемся в слог автора и мало задумываемся над тем, о чем это, что нам хотят сказать. Мы кайфуем от отдельных моментов и атмосферы в целом.
Но наступает время, когда я беру произведение, с которым уже знакома как читатель, чтобы посмотреть на него как режиссер. Именно это я сделала с романом "Мастер и Маргарита" в этот раз.
Взглянула на него как режиссер и задумалась об очень многих вещах. "Мастер и Маргарита" — великий роман! Может показаться, что если автор вывел имена героев на титульный лист, нас ждет захватывающая история любви, которая проходит все мыслимые и немыслимые препятствия.
Однако, Булгаков создал нечто большее, чем просто историю любви двух людей. Чтобы понять мысль автора, нужно заглянуть глубже слов, строк и страниц. Режиссер должен расшифровать метафоры, которые являются основным инструментом литературы, исследовать персонажей, их конфликты, цели, потребности. Режиссер должен много думать над материалом, проводить параллели со своей жизнью, с происходящим вокруг, ловить в себе ощущение того, что происходит с героями произведения. Для этого вы не просто читаете роман. Вы его перечитываете. Делаете пометки. Собираете информацию о героях. Выстраиваете логику.
Постепенно как из-под мутной воды начнут проявляться очертания смыслов, темы, посыла. И, как правило, это будет нечто большее, чем виделось при первом взгляде на текст. Читатель получает впечатление от атмосферы и красоты текста. Режиссер докапывается до сути, медленно и тщательно исследуя факты, данные в тексте, разглядывая их под лупой, анализируя и делая выводы.
В этом видео я затронула только линию Мастера и Маргариты. В других постараюсь поговорить с вами о потрясающих сценах Пилата и Иешуа, о самом ярком и загадочном герое романа — Воланде и о смысле, который мне, как режиссеру, несет вся эта сложная на первый взгляд история».
Таймкоды
- 00:00. Вступление
- 00:34. Как режиссёр разбирает произведение
- 00:55. Кто главный герой?
- 01:10. Факты
- 01:28. Любви между Мастером и Маргаритой нет
- 02:10. Факт № 1
- 03:43. Подтверждение
- 04:37. Факт № 2
- 05:16. Факт № 3
- 06:09. Факт № 4
- 08:26. Факт № 5
- 10:11. Факт № 6
- 14:52. Факт № 7
- 15:55. Факт № 8
- 17:00. Факт № 9
- 18:27. Это может быть история о любви