Оригинальное название: «Мастер и Маргарита»: две традиции прочтения
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Георгий Михайлович Цеплаков
Длительность: 2 часа 5 минут
Язык: русский
Производство: литературный клуб «Суть времени», Екатеринбург
Страна: Россия
Год: 2015
Лекция «"Мастер и Маргарита": две традиции прочтения» состоялась в сентябре 2015 года в Екатеринбурге в рамках цикла семинаров по русской классической литературе литературного клуба «Суть времени». Ведущий семинара — культуролог, историк философии кандидат философских наук Георгий Михайлович Цеплаков. В лекции он подробно освещает две традиции прочтения самого известного произведения Михаила Булгакова. Первая традиция сложилась в конце 1960-х годов, вскоре после первой публикации романа, вторая — в конце 1990-х. Именно вторая традиция в настоящее время укрепилась в России, согласно ей ведется преподавание в школах. В чем главные различия этих двух традиций?
Георгий Михайлович называет пять главных отличий. Первое — это образы Мастера и Маргариты. Согласно первой традиции, главное в романе — это любовь двух людей, причем мастер — это сам автор Михаил Булгаков, а Маргарита — его третья жена Елена Сергеевна. Второе отличие — это образ Воланда. В первой традиции — это сатана, как в «Фаусте» Гете, «добрый волшебник», который вмешивается в дела людей, но не приносит зла. Третье отличие — это Иешуа, который согласно первой традиции является человеком, философом, мирным проповедником. Четвертое — ершалаимские главы — согласно первой традиции прочтения, это красивая вставная поэма. Пятое — это образ Ивана Бездомного, который по версии первых исследователей романа, поэт, в результате встречи с нечистой силой бросивший писать стихи и позднее ставший ученым. Шестое отличие касается второстепенных бытовых сатирических персонажей. Это Аннушка, разлившая масло, Берлиоз, буфетчик, Степа Лиходеев и прочие... И наконец, конец романа. Согласно первой традиции — это трансцендентная концовка, единственно возможная для мастера и Маргарита. Стоит отметить, что первыми читателями романа были атеисты, причем потомственные атеисты, которые не были знакомы с евангелием. Для многих из них роман открыл дорогу к вере. Первую традицию прочтения можно назвать атеистической.
Второе прочтение романа можно назвать религиозным. С этой точки зрения мастер и Маргарита являются падшими душами, грешниками. Воланд — классический образ дьявола, в котором нет ничего положительного. Он прибыл в Москву, чтобы был написан «евангелие от сатаны». Роман, в порыве ярости сожженный мастером, вновь возрождается. И покой, который дарит в финале героям Воланд — это вечный покой, вечное заключение, в котором мастер вынужден писать свой роман...