Оригинальное название: Мариэтта Чудакова о Михаиле Булгакове: Мастер до Мастера и Маргарита до Маргариты
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Мариэтта Омаровна Чудакова
Длительность: 3 часа 18 минут (4 части)
Язык: русский
Страна: Россия
Год: 2021
21 ноября 2021 года ушла из жизни Мариэтта Омаровна Чудакова. Историк, литературовед, писатель, педагог, общественный деятель — ее вклад в науку бесценен. Одна из ее самых ярких работ — биография Михаила Афанасьевича Булгакова, которую она фактически собрала. Когда она начала работу над биографией писателя, ее официальная версия помещалась на половине печатного листа. Мариэтта Омаровна внимательно изучила архив, переданный Еленой Сергеевной, последней женой писателя, восстановила первый вариант романа «Мастер и Маргарита». Она опросила не менее 70 человек, лично знавших Булгакова, включая 96-летнего однокурсника писателя по гимназии. Собирая факты по крупицам, она складывала камешки этой мозаики. Слушая ее, прямо окунаешься в события столетней давности. Забавно, насколько по-разному воспринимались Москва и Киев в то время, а Михаил Афанасьевич родом из Киева. Любопытно, как выросший в религиозной семье Булгаков, отошел от религии, а также повлиял на сестру. Больше всего о писателе Мариэтта узнала от трех его жен и младшей сестры, которых ей посчастливилось застать. Она рассказывает о его отношении к Маяковскому и как оно изменилось после его смерти. Непростыми были и его отношения с властью и лично Сталиным.
Лекция 1. Биография Булгакова с чистого листа (53 минуты 09 секунд). В первой части цикла лекций о Михаиле Булгакове Мариэтта Омаровна Чудакова рассказывает не только о непростой судьбе писателя, но и о той работе, которую ей пришлось проделать в 1970-е годы для того, чтобы найти достоверные сведения о его жизни. Мариэтта Омаровна, начиная с 1965 года, работала в Ленинской библиотеке, в которую в то время вдова Булгакова Елена Сергеевна передавала его архив. Разбирать и обрабатывать архив писателя было поручено именно Чудаковой. Прежде, чем взяться за разбор архива, Мариэтта Омаровна познакомилась с Еленой Сергеевной лично, записала ее воспоминания, которые позже использовала для написания биографии писателя. Кроме этого, Чудакова встретилась со второй женой Булгакова Любовью Белозерской, рассказавшей о жизни писателя в 1920-х годах. Много неизвестных фактов о Булгакове Чудаковой удалось узнать от первой его жены Татьяны Лаппа.
Лекция 2. Роман о дьяволе в Москве. Первая редакция (45 минут 46 секунд). В этой лекции Мариэтта Чудакова рассказывает о том, как она разбирала в архиве Ленинской библиотеки остатков черновиков первой редакции романа Михаила Булгакова о дьяволе. Первый вариант романа был написан в тетрадях с плотной обложкой. Сам автор сжег роман, однако при его уничтожении он вырывал страницы до половины, так, что часть текста сохранилась. Этим воспользовалась Мариэтта Чудакова, она воссоздала черновики первой редакции. Чтобы восстановить 300 страниц рукописи, у нее ушло четыре месяца. Во время этой работы выяснилось, что в первом варианте романа не было ни мастера, ни Маргариты. Эти персонажи появились значительно позже, по мнению Чудаковой, уже после звонка Сталина.
Лекция 3. Автобиография и фантастика: две линии в творчестве (43 минуты 35 секунд). Третья лекция Мариэтты Омаровны Чудаковой посвящена автобиографическим и фантастическим произведениям Михаила Булгакова. В «Записках на манжете», в рассказах из цикла «Записки юного врача», в «Записках покойника» («Театральном романе») явно угадываются эпизоды жизни самого автора. В то же время в трех повестях Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» нет ничего автобиографичного, их можно назвать фантастическими произведениями.
Лекция 4. Михаил Булгаков: Пьеса о Сталине и начало конца (55 минут 37 секунд). Заключительная лекция цикла посвящена отношениям Булгакова и Сталина. Считается, что Сталин смотрел пьесу «Дни Турбиных» в Художественном театре не менее пятнадцати раз. Весной 1930 года, когда все пьесы Булгакова были сняты с репертуара, книги не печатались, и отчаявшийся писатель в письме обратился к властям с просьбой разрешить уехать за границу. Через некоторое время сам Сталин позвонил писателю, после чего тот был принят на службу в МХАТ. Согласно версии Чудаковой, в последних редакциях романа «Мастер и Маргарита» в образе Воланда угадывался Сталин. У Булгакова в последние годы жизни появилась идея о создании пьесы о Сталине. Пьеса «Батум» о юности Сталина была написана, однако генеральному секретарю ЦК ВКП(б) она не понравилась, поэтому так и не была поставлена.