Оригинальное название: Последние дни
Жанр: драма
Формат: телеспектакль, черно-белый
Режиссер: Александр Белинский
Автор сценария: Михаил Булгаков
Актеры: И. Лаврентьева, А. Шуранова, А. Чернова, В. Стржельчик, Б. Рыжухин, А. Пустохин, В. Тыкке, В. Усков, Г. Демидова, Р. Лебедев, О. Басилашвили, В. Тодоров, Н. Боярский, М. Храбров, Иг. Дмитриев
Оператор: Б. Никаноров
Композитор: Моцарт
Звукорежиссер: Ю. Корчагин
Художник-постановщик: И. Поляков
Монтаж: Г. Сайдаковской
Редактор: Е. Шмакова
Длительность: 1 час 15 минут 46 секунд
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Ленинградская студия телевидения (ЛенТВ)
Год: 1968
«Последние дни» — телевизионный спектакль о последних днях жизни А.С. Пушкина поставленный по пьесе М.А. Булгакова «Александр Пушкин» («Последние дни»), написанной в 1935 году. Создание пьесы было приурочено к 100-летию со дня гибели поэта, однако при жизни автора пьеса так и не была поставлена на сцене и не публиковалась. Премьера спектакля «Последние дни (Пушкин)» во МХАТе состоялась 10 апреля 1943 года. Опубликована пьеса была в 1955 году в сборнике «Дни Турбиных. Последние дни (А.С. Пушкин)», выпущенном издательством «Искусство».
Сюжет
Действие первое
Январский вечер в квартире Пушкина. Александра Гончарова, сестра Натальи Николаевны, сидит за фортепиано; мастер Битков ремонтирует часы. Появляется ростовщик Шишкин и напоминает, что Александр Сергеевич взял у него под залог двенадцать с половиной тысяч ассигнациями, сроки вышли, пора возвращать. Пока Гончарова пытается уладить долговую проблему, Битков проскальзывает в кабинет Пушкина и несколько минут находится там один.
Затем камердинер Никита приносит адресованное поэту письмо, но перехватившая его Александра напоминает, что никаких конвертов Пушкину передавать не следует. Задернув портьеру, она читает письмо и в сердцах называет его автора негодяем. Вскоре возвращается с прогулки Наталья Николаевна. Между ней и сестрой происходит серьезный разговор: Александра просит прекратить общение с Дантесом, из-за которого к Пушкину поступают грязные анонимки; жена поэта уверяет, что между ней и кавалергардом «ничего нет».
Дантес, появившись бесшумно, отдает Наталье Николаевне перчатки, которые она забыла в его санях, и предлагает бежать вместе с ним. Пушкина назначает ему встречу на балу у Воронцовой.
Действие второе
Во дворце графини Воронцовой — многолюдный бал. Наталья Николаевна Пушкина общается с Николаем I. Император восхищается ее красотой и признается, что часто думает о ней.
В другой стороне зимнего сада сплетничают Богомазов и Долгоруков. Звучит фраза: «Будет Пушкин рогат, как в короне! Сзади царские рога, а спереди Дантесовы». Когда Долгоруков заводит разговор об отправленном поэту анонимном пасквиле, сидящая неподалеку Воронцова не выдерживает: «Вон из моего дома!»
Затем действие переносится в казенный кабинет управляющего III Отделением Дубельта. Здесь Николай I, Бекендорф и хозяин кабинета обсуждают новые стихи Пушкина и ведут разговор о неизбежности дуэли, которая должна произойти между поэтом и Дантесом. Шансы Дантеса как стрелка оцениваются высоко: «Туз — десять шагов».
Действие третье
Дантес рассеян, у него сплин, и беседа с приемным отцом Геккереном о пагубности страстей кажется кавалергарду утомительной. Оставшись один, Дантес вынимает из шкатулки пистолет, не целясь стреляет в картину и уходит. Геккерен выскакивает за ним следом. Вдали слышен негромкий пистолетный выстрел. Потом еще один.
На мосту появляется Дантес и произносит, обращаясь к замершему в ожидании Геккерену: «Он хорошо целился. Но ему не повезло».
Действие четвертое
В доме Пушкина завешаны зеркала. Писатель Даль капает в рюмку лекарство для Натальи Николаевны. Появляется Дубельт, чтобы извлечь бумаги из кабинета Александра Сергеевича; Жуковский, который все эти дни провел в квартире на Мойке, пытается протестовать: там есть личные письма. Но под напором Дубельта, сообщающего, что бумаги должны быть переданы графу Бенкендорфу, поэт сдается.
На улице — толпа: за один день под окнами квартиры побывало сорок семь тысяч человек. Группа студентов пытается пробиться сквозь полицейские ограждения. Один из студентов читает с листа: «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид».
Потом свет в окнах пушкинской квартиры гаснет, и из тьмы вырисовывается другая обстановка. На глухой почтовой станции, в 55 километрах от Петербурга, подвыпивший часовщик Битков рассказывает смотрительше, как следил «за одним поэтом», ходил за ним по городу тенью и даже выучил наизусть стихотворение «Буря мглою небо кроет». Теперь же, когда поэта везут к месту погребения, буря как по заказу разыгралась — ни зги не видать. А камердинер Никита, сколько его ни просили, зайти погреться отказывается — караулит поэта, не отходит от него.
Тут появляется смотритель, сообщает, что новая тройка готова — можно ехать дальше.
Действующие лица и исполнители
- Пушкина Наталья Николаевна, жена поэта — Ирина Лаврентьева
- Гончарова Александра Николаевна, сестра Натальи Николаевны, живущая в доме поэта — Антонина Шуранова
- Воронцова Александра Кирилловна, графиня, всемерно поддерживавшая и защищавшая Пушкина — Алла Чернова
- Николай I — народный артист РСФСР Владислав Стржельчик
- Бенкендорф — заслуженный артист РСФСР Борис Рыжухин
- Дубельт, начальник штаба Корпуса жандармов и управляющий III Отделением — Анатолий Пустохин
- Дантес, кавалергард — Владимир Тыкке
- Салтыков — Валерий Усков
- Смотрительница в станционном домике — Галина Демидова
- Жуковский Василий Андреевич — заслуженный артист РСФСР Рэм Лебедев
- Кукольник Нестор, поэт, прозаик — Олег Басилашвили
- Бенедиктов, поэт, переводчик — Владимир Тодоров
- Битков, часовой мастер — Николай Боярский
- Богомазов, представитель светского общества — заслуженный артист РСФСР Михаил Храбров
- Князь Петр Долгоруков, связан с III Отделением — заслуженный артист РСФСР Игорь Дмитриев
- В эпизодах: артисты Ленинградских театров и студенты Ленинградского государственного Института театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова
Прочитать пьесу «Последние дни (Пушкин)» можно здесь