Вернуться к Экранизации

Нос, или Заговор «не таких»

Оригинальное название: Нос, или Заговор «не таких»
Тип мультфильма: рисованный, кукольный, игровой
Формат: цветной, музыкальный
Режиссер: Андрей Хржановский
Автор сценария: Андрей Хржановский, Юрий Арабов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков
Композитор: Дмитрий Шостакович
Художники-постановщики: Марина Азизян, Александра Павлова, Александр Храмцов, Варвара Яковлева, Анастасия Сэмбон
Операторы: Андрей Хржановский, Игорь Скидан-Босин
Монтаж: Таисия Круговых
Продюсер: Андрей Хржановский
Длительность: 1 час 29 минут
Производство: студия «Шар»
Язык: русский
Страна: Россия
Год: 2020

Мультфильм создан на основе повести Николая Гоголя «Нос» и оперы Дмитрия Шостаковича «Нос». В сюжете использованы мотивы устных анекдотов Михаила Булгакова о Сталине, записанных его близкими. Сценаристы фильма Андрей Хржановский и Юрий Арабов адаптировали гоголевскую повесть и одноименную оперу Дмитрия Шостаковича в анимацию из рисунков, аппликаций, живой игры и документального стиля съемки.

В сценарии описываются новаторы и индивидуалисты в искусстве и науке XX—XXI веков, оказавшихся на стыке авторитарных обществ. Сведенный к трем частям с адаптацией, включающей «Антиформалистический раек», сценарий ссылается на встречу таких людей, как Сергей Эйзенштейн, Мейерхольд, Михаил Булгаков, Гоголь и Сталин.

Фильм был в производстве с 1970-х годов, саундтреком фильма должна была стать опера Дмитрия Шостаковича «Нос», написанная им в 1920-х годах, но «положенная на полку» на долгие годы. Премьера фильма в России состоялась 11 сентября 2020 года на кинофестивале «Кинотавр». Театральный релиз фильма в России состоялся 11 марта 2021 года.

Сюжет

Самолет «Николай Гоголь» совершает очередной рейс. Пассажиры, удобно устроившись в креслах, постепенно засыпают. Им снятся сюрреалистические сны — сначала Шостакович cтавит оперу по повести Гоголя «Нос», затем Сталин пытается подружиться с Булгаковым, а потом все тот же Шостакович представляет «Антиформалистический раек».

Фильм состоит из трех частей. Первая — это сама повесть Гоголя «Нос», по которой Дмитрий Шостакович написал в конце 1920-х оперу (среди авторов либретто были Евгений Замятин и Георгий Ионин — Японец из «Республики ШКИД»).

Вторая — выдержанная в духе советских мультфильмов про чудаковатых царей история странной дружбы Сталина с Булгаковым. Суть истории такая. Булгаков написал письмо Сталину, что его пьесы не печатают и не ставят. И подписал письмо «Ваш Трампазлин». Сталин вызвал писателя к себе. Михаил Афанасьевич приехал босиком и вождь приказал Ягоде, Микояну и Ворошилову отдать писателю сапоги. Обув гостя, Сталин спросил, сколько денег тот хочет получить за пьесу. Услышав ответ «рубликов пятьсот», Сталин позвонил в театр. Дозвонился не сразу, потому что все абоненты умирали на месте.

— Я, конечно, не специалист, но мне кажется, за эту пьесу надо заплатить тысяч пятьдесят. Что? Шестьдесят? Ну хорошо, — удовлетворенно сообщает вождь.

В конце мультфильма Булгаков уезжает в Киев, а Сталин грустит, что его любимый «Мишико» от него уехал. Заскучавший генералиссимус отправился в театр, посмотрел оперу «Нос» и расстроился, услышав «сумбур вместо музыки».

Третья часть фильма — мини-опера Шостаковича «Антиформалистический раек», где товарищи Единицын, Двойкин и Тройкин (в которых угадываются Сталин, Жданов и примкнувший к ним Шепилов) осуждают с трибуны нехорошие уклоны буржуазной музыки, требуя простоты и народности.

История создания

Впервые Хржановский услышал оперу Шостаковича «Нос» на репетиции постановки 1974 года под руководством дирижера Геннадия Рождественского. Режиссер разработал концепцию фильма под названием «Машина превращений», изначально ставшего данью уважения Всеволоду Мейерхольду На совещании в «Кинотавре» критики отметили, что сценарий нуждается в доработке и удалении сюжетной линии Мейерхольда. Режиссер переписал сценарий и сфокусировался на адаптации оперы. Окончательный сценарий вылился в анимационную постановку под названием «Нос, или Заговор "не таких"».

Замысел совмещения в фильме временных отрезков двух столетий пришло к режиссеру в полете. Яркие экраны в самолете воспроизводили разные фильмы разных эпох и стран. Это вдохновило режиссера на создание мультиэкранного коллажного подхода к редактированию и комбинированию разных фрагментов и историй со стилистическим переключением.

По мнению режиссера, фильм можно отнести к категории авторского художественного экспозиционного кино. Фильм предназначен для образованной аудитории, понимающей отношения правительства и культуры на протяжении десятилетий. Режиссер также замечает, что фильм не ограничивается одним жанром: в нем есть элементы драмы, биографии и музыкального фильма.

В 1969 году, как только новости о возможной адаптации «Носа» Хржановским дошли до средств массовой информации, композитор Дмитрий Шостакович лично отправил режиссеру открытку с разрешением на использование его оперы «Нос» в качестве саундтрека к фильму.

Саундтрек создан в соответствии с оперными сопрано Дмитрия Шостаковича. Команда мультипликаторов нарисовала фильм, используя аппликации, рисунки и коллажи живой игры. Для подвижности аппликаций они использовали кукольную анимацию. Коллажная анимация — основная используемая в фильме техника, так как она сопоставляет истории и документальную съемку, новостную хронику и рисунки.

Награды и номинации

  • 1 февраля 2020 г. Роттердамский кинофестиваль — номинация
  • 15 июня 2020 г. Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси — приз жюри
  • 1 сентября 2020 г. Кинотавр — почетный приз за выдающийся вклад (Андрей Хржановский)
  • 23 сентября 2020 г. Международный фестиваль анимации в Оттаве — почетное упоминание
  • 3 октября 2020 г. Международный хайфский кинофестиваль — номинация
  • 9 ноября 2020 г. Cinanima — лучший фильм
  • 12 декабря 2020 г. Премия Европейской киноакадемии. Лучший анимационный фильм — номинация
  • 17 марта 2021 г. Открытый российский фестиваль анимационного кино — Гран-при (Андрей Хржановский)
  • Приз мэтров им. А. Татарского «Прорыв» 11 ноября 2021 г. Азиатско-Тихоокеанская кинопремия — лучший анимационный фильм