Вернуться к Экранизации

Иван Васильевич меняет профессию

Оригинальное название: Иван Васильевич меняет профессию
Жанр: комедия, фантастика, экранизация
Формат: цветной, музыкальный
Режиссер: Леонид Гайдай, Александр Хайт
Автор сценария: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков (в титрах не указан)
Актеры: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Наталья Кустинская, Владимир Этуш, зубной врач, сосед Шурика, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Эдуард Бредун, Александр Вигдоров, Валентин Грачев, Наталья Гурзо, Иван Жеваго, Анатолий Калабулин, Виталий Киселев, Нина Маслова, Анатолий Подшивалов, Виктор Уральский, Виктор Шульгин
Оператор: Сергей Полуянов, Виталий Абрамов
Композитор: Александр Зацепин, Владимир Высоцкий
Тексты песен: Леонид Дербенев, Владимир Высоцкий
Звукорежиссер: Раиса Маргачева
Художник-постановщик: Евгений Куманьков
Художник по костюмам: Надежда Бузина
Монтаж: Клавдия Алеева
Директор: Александр Ашкинази
Длительность: 1 час 28 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Киностудия «Мосфильм», Экспериментальное творческое объединение
Год: 1973
Премьера: 17 сентября 1973 года

«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссером Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (в титрах не указано). Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тезка — управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей.

Сюжет

Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создает машину времени. Во время очередного эксперимента по ее запуску произошел взрыв, а сам изобретатель потерял сознание. Все дальнейшие события происходят как бы во сне Шурика. С началом сна Шурика фильм становится цветным. Первым событием становится уход жены изобретателя Зины, уезжающей с кинорежиссером Карпом Савельевичем Якиным в Гагры. В это время домушник Жорж Милославский обворовывает квартиру соседа Тимофеева — стоматолога Шпака. Шурик в присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши испытывает машину времени на небольшой мощности, и стена между квартирами Тимофеева и Шпака исчезает. Жорж Милославский попадает в квартиру Шурика. Тот увеличивает напряжение, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, а рядом — дьяк Феофан. Во время неразберихи царь оказывается в квартире Шурика, а Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский — в XVI веке, в царских палатах. Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в царскую одежду, найденную в сундуке. Бунша переодевается в царя, а Милославский выдает себя за князя. В то же время в XX веке Шурик объясняет настоящему царю, что случилось, угощает его водкой и просит подождать, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами для машины времени. Иван Грозный остается в квартире, адаптируется к современному быту и оказывается вовлеченным в столкновения с современными героями...

В главных ролях

  • Юрий Яковлев — Иван Васильевич Бунша, управдом / царь Иван Васильевич Грозный
  • Леонид Куравлев — Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
  • Александр Демьяненко — Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель
  • Савелий Крамаров — Феофан, дьяк посольского приказу
  • Наталья Селезнева — Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), киноактриса и жена Шурика (вокал — Нина Бродская)
  • Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна, жена Бунши
  • Наталья Кустинская — актриса и пассия режиссера Якина
  • Владимир Этуш — Антон Семенович Шпак, зубной врач, сосед Шурика
  • Михаил Пуговкин — Карп Савельевич Якин, кинорежиссер
  • Сергей Филиппов — шведский посол

В эпизодах

  • Эдуард Бредун — спекулянт радиодеталями
  • Александр Вигдоров — стрелец
  • Валентин Грачев — стрелец
  • Наталья Гурзо — медсестра Шпака
  • Иван Жеваго — психиатр
  • Анатолий Калабулин — стрелец
  • Виталий Киселев — певчий в хоре
  • Нина Маслова — царица Марфа Васильевна
  • Анатолий Подшивалов — лейтенант милиции
  • Виктор Уральский — старшина милиции
  • Виктор Шульгин — боярин

Интересные факты

Жанр в титрах — «не научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический».

* * *

Первый вариант сценария фильма Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, отказался сниматься. По официальной версии, Никулина не отпустил на съемки «Союзгосцирк», по другой — он сам отказался от роли, решив, что фильм все равно не выпустят в прокат. После отказа Никулина на роль царя пробовались восемь актеров, в том числе:

Евгений Евстигнеев (худсовету не понравились его пробы);

Георгий Вицин (ассоциировался с Трусом из знаменитой троицы);

Евгений Лебедев (по мнению Гайдая, выглядел превосходно в образе царя, но не убеждал его в образе управдома);

Владимир Этуш (он сыграл Антона Семеновича Шпака).

В результате роль досталась Юрию Яковлеву, который на пробах смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя.

* * *

С утверждением Яковлева на обе роли возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого должен был Андрей Миронов. В сравнении с игрой Юрия Яковлева Андрей Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Перепробовав ряд актеров, среди которых были Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов, Гайдай остановился на Леониде Куравлеве.

* * *

На роль инженера Тимофеева претендовал Олег Видов, но Гайдай решил снимать Александра Демьяненко. В честь него персонаж, звавшийся у Булгакова Николаем Ивановичем, был переименован в Александра Сергеевича (Шурика).

* * *

Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались: Наталья Селезнева, Наталья Гундарева, Наталья Гвоздикова, Наталия Богунова, Наталья Воробьева, Екатерина Маркова.

* * *

Съемки фильма начались в мае 1972 года и проходили в следующих местах:

Видеоклип к песне «С любовью встретиться (Звенит январская вьюга)» — Ялта (конец съемочного периода: март 1973 г.).
Палаты Ивана Грозного снимались в Ростовском кремле.
Дом Шурика — это дом № 13 (строение 1) по Новокузнецкой улице в Москве, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая». В нем находился магазин «Светоч» (часть вывески видна в кадрах).
Магазин «Радиотовары» также располагался в доме на Новокузнецкой улице.
Вид с балкона (кроме вида из дома на Новокузнецкой) — панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с высотного здания на Калининском.
Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — все это снималось в одной и той же декорации на киностудии.

* * *

Первоначально песню Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга») для кинофильма записала София Ротару. Однако этот вариант (из-за серьезной и проникновенной манеры исполнения) не подошел для комедийного жанра фильма. Песню перезаписали и в окончательный вариант фильма вошло исполнение Нины Бродской. Впоследствии Ротару исполнила эту песню в представлении «Первый скорый» в новогоднюю ночь 2005—2006 годов.

* * *

Песню «Кап-кап-кап» («Маруся»), написанную Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева, исполнили Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО.

* * *

Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Счастье вдруг, в тишине...»), написанную Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева.

* * *

Песню «Поговори хоть ты со мной...», которая впоследствии называлась «Вариация на цыганские темы», Владимир Высоцкий записал специально для фильма.

* * *

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

* * *

Машину времени для съемок в фильме создал художник, скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев. Первоначальный вариант машины времени, изготовленный специальным бюро, оказался невыразительным макетом стандартной ЭВМ. Почечуев набросал эскиз новой модели и при помощи конструктора, слесаря и стеклодува за несколько дней сотворил новую машину времени, вызывающую у зрителей ощущение чуда. Почечуев получил премию в размере 40 рублей, а в справке из бухгалтерии было написано: «Деньги выданы за изобретение машины времени».

* * *

Некоторые фрагменты были переозвучены режиссером:

Цензуре подвергся эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».

Переозвучили и фразу Бунши в эпизоде обращения к шведскому послу — вместо сценарной фразы «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут» (в оригинальной пьесе Булгакова Бунша в этот момент говорит: «Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а все остальное забыл...», на что следует ответ Милославского: «Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь»).

Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» Тот отвечает: «Во всяком случае, не мы», в оригинале же — «Народ, народ, батюшка».

В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живете?» тот отвечает: «В палатах» (цензурный вариант), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».

Убрали и концовку реплики Бунши: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки.

* * *

На ручке, которую Милославский украл у Шпака и подарил послу, была изображена обнаженная женщина. Крупные планы из фильма вырезали, так как обнаженных женщин тогда было запрещено показывать. После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут, но оригинальный негатив фильма хранится на студии «Мосфильм».

* * *

Существует усеченная короткометражная версия фильма под названием «Черные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм пленкой, и в советское время ее можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «черные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления. В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе и финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывет на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под темного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

* * *

В 1977 году вышла музыкальная картина «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», в которою вошли композиции и кадры из фильма «Иван Васильевич». Причем для завязки мюзикл использует линию из «Ивана Васильевича» — Шурик снова засыпает у машины времени и ему снится сон. Александр Демьяненко также выступил ведущим мюзикла, а актеры Леонид Куравлев, Наталья Селезнева, Савелий Крамаров и Наталья Крачковская исполнили камео. Валерий Золотухин появился на этот раз вживую, а в композициях использован его вокал.

* * *

В 1997 году вышел музыкальный фильм «Старые песни о главном 3», где шесть актеров фильма вернулись к своим ролям:

Юрий Яковлев — заместитель главы администрации района Бунша / Иван Грозный;
Леонид Куравлев — Жорж Милославский;
Михаил Пуговкин — режиссер Якин;
Александр Демьяненко — инженер Тимофеев;
Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна Бунша;
Наталья Селезнева — Зина, жена Шурика;
Сергей Безруков исполнил роль дьяка у царя Ивана Грозного вместо умершего Савелия Крамарова, а о Шпаке два раза говорится, что он уехал в Израиль. В фильме также снова появляется черная кошка. Сюжет фильма является пародийным продолжением предыдущего.

* * *

В 2006 году на Первом канале вышел документальный фильм Рождение легенды. «Иван Васильевич меняет профессию» о создании фильма.

* * *

В 2009 году на Украине в рамках цикла «Неизвестная версия» вышел документальный фильм о фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Неизвестная версия.

* * *

В 2008 году в рамках цикла «Золотой Винил» вышла передача о фильме Золотой винил. «Иван Васильевич меняет профессию».

* * *

В 2010 году в рамках цикла телепередач «Тайны советского кино» о фильме вышла передача «Иван Васильевич меняет профессию».

* * *

В 2015 году вышел документальный фильм Первого канала «Как Иван Васильевич менял профессию».

* * *

В 2017 году в рамках цикла «Песня с историей» вышла передача «Разговор со счастьем. Песня с историей» о песне «Разговор со счастьем», звучащей в фильме.

* * *

В 2017 году в рамках документального цикла «Тайны Кино» вышла передача «Иван Васильевич меняет профессию» о создании фильма.

* * *

В 2019 в рамках цикла «Звезды советского экрана» о создании фильма вышла передача «Иван Васильевич меняет профессию».

* * *

В 1994 году был снят клип на песню группы «Агата Кристи» «Сказочная тайга» (альбом «Опиум»), мелодия которой отчетливо перекликается с одной из музыкальных тем фильма («Звенит январская вьюга»). В клипе участвуют Леонид Куравлев, Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева и Наталья Крачковская, которые, по сюжету, собираются в кинозале и смотрят «Иван Васильевич меняет профессию» спустя двадцать лет после выхода ленты на экраны. Сам клип посвящен памяти Гайдая, скончавшегося за год до выхода альбома «Опиум».

Цитаты из фильма

Александр Сергеевич Тимофеев

Мой аппарат, Зиночка, меня прославит. И тебя тоже.

* * *

Я ничего не могу передать Зинаиде Михайловне, она уехала. <…> С любовником на Кавказ. <…> Извините, Ульяна Андреевна, я занят. <…> Если бы вы были моей женой, я бы… повесился.

* * *

(Бунше) Ну, какое вам дело до того, что у меня произошло с женой? Разводимся мы с ней или не разводимся? Это наше личное дело! <…> Так что же вы от меня хотите? <…> Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.

* * *

Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы?!

* * *

[Иван Грозный: Отведай.] Вы думаете, что я хочу вас отравить? Дорогой Иван Васильич, у нас это не принято. И кильками в наш век отравиться гораздо легче, нежели водкой, — пейте смело!

* * *

А боярыня моя со своим любовником Якиным на Кавказ сегодня убежала. <…> Ей-Богу. <…> Зачем, Иван Васильевич, зачем? Они любят друг друга. Ну и пусть будут счастливы. (хочет выпить рюмку водки, но передумывает)

* * *

(говорит по телефону) Я… Я занят. Позвоните попозже.

* * *

Что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?

* * *

Что это, все мне почудилось или вправду было? Иван Грозный, Милославский… (в ужасе) Ах, ведь меня ж Зина бросила… Да, нет, бред… Здорово меня стукнуло… А вдруг не бред?

Зинаида Михайловна Тимофеева

Однако, это странно. Это первый раз в моей жизни. Ему сообщают, что жена от него уходит, а он — «Так-так-так-так-так-так-так»! Даже как-то невежливо.

* * *

Однако, я поражаюсь твоему спокойствию. И ты знаешь, Шурик, как-то даже вот… тянет устроить скандал.

* * *

(Тимофееву у лифта) Только ты меня пока не выписывай. Все-таки, мало ли что может случиться.

* * *

(вернувшись от Якина) Ах… Какой подлец. И зачем я открылась этому святому человеку? (пауза) Шурик, ты дома? Шурик! Шурик!

* * *

Что это? Господи! Так это ж я чемодан подлеца Якина взяла.

* * *

Ах, негодяй! Подлец! Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами, гениального изобретателя… Еду к этому подлецу!.. <…> Вы ещë не знаете настоящих слов. …И за два часа до отъезда я застаю у него какую-то… кикимору! Которую он хватает за руки и вообще ведëт себя, как последний мерзавец!

* * *

Живота! Живота! Пощади его, великий государь!

* * *

(Ивану Грозному, кокетливо) А вы очень темпераментный человек.

* * *

(в реальности, возвращаясь домой к мужу) Господи! Что у тебя творится? Накурил, надымил… и, конечно, еще не обедал.

Иван Васильевич Бунша

Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели. <…> От лица общественности я прошу вас повременить с разводом до конца квартала. Понятно? А потом разводитесь, сколько вашей душе угодно.

* * *

Александр Сергеич! Куда стенка девалась?!

* * *

Товарищ Тимофеев, за стенку ответите по закону! (картавит) Видал, какую масыну изобрели? <…> Что значит «к черту»?! Полквартиры исчезло! <…> Как это — «ничего не сделалось»? Как это так... Ах!.. (Стенка появляется)

* * *

Меня терзают смутные сомнения: на вас точно такая же замшевая импортная куртка, как у Шпака!

* * *

Вы игнорировали мой вопрос относительно магнитофона.

* * *

Одумайтесь, одумайтесь, товарищ Тимофеев, прежде чем, понимаете, увидеть древнюю Москву — без санкции соответствующих органов!

* * *

Вот лица попрошу не касаться!

* * *

Я н-не имею права подписывать такие исторические документы! Да я не имею права подписывать!!.. [ставит подпись шариковой ручкой: «И. о. Царя Бунша И. В.»]

* * *

Дорогая царица! Очень рад. Хе-хе. (целует ей руку и жмет ее) Очень рад, очень рад познакомиться. Очень рад! (здоровается с остальными боярынями в ряду) Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно, царь. Очень приятно, здравствуйте, царь. Очень приятно, царь. Царь, очень приятно. Здравствуйте, царь, очень приятно. Оче… (чуть не жмет руку боярину, замыкающему строй)

* * *

Человек! Челове-ек!!! (щелкает пальцами) Официант! Почки один раз царице!

* * *

Вот вы говорите: «царь», «царь»… А вы думаете, Марья Васильна, нам, царям, легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики. У всех трудящихся два выходных дня в неделю. Мы, цари, работаем без выходных. Рабочий день у нас ненормированный. Закусывайте, Маргарита Васильевна, закусывайте. Все оплачено. Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать! Журнал «Здоровье» так прямо и указывает: нервные клетки не восстанавливаются.

* * *

Марго, вы единственный человек, который меня понимает.

* * *

Какая это собака?! Не позволю про царя такие песни петь! Распустились тут б-без меня! Что за репертуар у вас? Надо что-нибудь массовое петь, с-современное… как это… трали-вали, т-тили-тили, это нам не… тили-тили, это мы не трали-вали… [Милославский: Спокойно, Вань, будет сделано.]

* * *

Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?

* * *

Танцуют все!

* * *

(бормочет в пьяном состоянии) Я требую продолжения банкета. (внезапно трезвеет и в ужасе встает) Как пропали?! Почему?!

* * *

В милиции поверят! Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган.

* * *

С восторгом предаюсь в руки родной милиции, на-надеюсь на нее и уповаю.

* * *

Каюсь, что, хоть не по собственной воле, а по принуждению князя Милославского, временно являлся исполняющим обязанности царя.

* * *

Ульяна Андреевна, я царствовал! Но вам не изменил. Меня царицей соблазняли, но не поддался я! Клянусь!

* * *

Опять обесточили весь дом, понимаешь?! Имейте в виду, мы будем жаловаться на вас в соответствующие инстанции!

* * *

Что такое?! Какое хамство! Ишь ты, изобретатель! Я тебе такое изобрету, что ты не обрадуешься!

Ульяна Андреевна Бунша

Александр Сергеевич, одну минуточку! Передайте Зинаиде Михайловне, что Розалия Францевна говорила — Анне Ивановне Капитолина Никифоровна дубленку предлагает. Так что если…

* * *

Как, с любовником? И вы об этом так спокойно говорите? Оригинальный вы человек. <…> Однако, у вас характер. Будь я вашей женой, я бы тоже уехала. (Ответив, Тимофеев захлопывает дверь перед ней) Хм. Хам!

* * *

(звонит в дверь) Александр Сергеевич, извините, что беспокою вас во время вашей семейной драмы. Скажите, Иван Васильевич не у вас? Его по всему дому ищут. А?

* * *

Алле! Алле! Психиатрическая больница?! У моего мужа белая горячка! На людей кидается, с ножом!

* * *

Товарищ лейтенант, жена я этому алкоголику.

* * *

И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат… (снимает парик)

* * *

Это безобразие! Он просто издевается!

* * *

Что-о?!? Ах ты, хулиган, а? А еще очки одел! И не думай: тебя еще судить за это будут, мерзавец! Да, да, не волнуйся, поможем, поможем! Из-за двери: (Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову. Облысели все!)

Жорж Милославский

Стоматологическая поликлиника? Алле?! Добавочный три-шестьдесят две! Кхм-хм… (женским голосом) Будьте добры, позовите, пожалуйста, Антона Семеновича Шпака. Будьте любезны…

* * *

Это я удачно зашел!

* * *

Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, хм…

* * *

Видел чудеса техники, но такого!

* * *

А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.

* * *

Я — артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… Фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл.

* * *

Вот смотрит… Вы на мне дыру протрете!

* * *

Тьфу на Вас. (Тимофееву) Ах, какая машина!.. Это действительно новое слово в науке и технике! (Бунше) Тьфу на Вас еще раз!

* * *

(Тимофееву) Минуточку, минуточку. <…> (Бунше) Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, Я ТЕБЯ… <…> (Тимофееву) Действуйте.

* * *

Положь трубку. <…> Положь трубку!! <…> Трубку!.. <…> Ложи трубку! <…> Ложи трубку, я тебе говорю! ПОЛОЖИ ТРУБКУ!!! <…> ЗАДАВЛЮ, ШЛЯПА!! (Телефонная трубка кладется на место)

* * *

Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?! (Бунше) Продолжайте, Ваше Величество: «Челом бьет, точка с запятой». (стрельцам) Так я жду ответа на поставленный мною вопрос!

* * *

Были демоны, — мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу эту глупую панику прекратить!

* * *

А остальных прошу очистить царский кабинет! Короче говоря, все вон.

* * *

Ну, довольно кувыркаться! Кинулся раз, кинулся два… Хватит!

* * *

Ты не молчи, как пень, я ж не могу один работать.

* * *

Периостит у него. Флюс. Не приставай к царю! [Феофан: Слушаюсь!] Федь, ты брось кланяться. Этак ты до вечера будешь падать.

* * *

Че это они опять разорались? Сбегай, Федюша, узнай.

* * *

(Бунше, шепотом) Услать их надо немедленно куда-нибудь, ясно? (вздыхает) Молчит, проклятый. (Феофану) А что, Феденька, войны сейчас никакой нету? [Феофан: Хы-хы-хы. Да как же нет, кормилец? Шведы прямо заедают, Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает.]

* * *

Как же вы допустили?!

* * *

Введите гражданина посла!

* * *

(Бунше) Сдвинь брови. (строго) Сдвинь брови.

* * *

Ну, ауфидерзейн, гуд бай, оревуар — короче говоря, чао. (шведская делегация, кланяясь, уходит) Все свободны! (бояре, кланяясь, уходят) Да, конвой тоже свободен. (стражники возле трона уходят) Конвой свободен!

* * *

Нельзя быть таким рассеянным. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь.

* * *

Прием окончен. Обеденный перерыв!

* * *

Ну, царь, вздрогнули!

* * *

Федя, ты чего там жмешься около почек? Иди сюда, не стесняйся! Держи. Давай с тобой на брудершафт выпьем.

* * *

Федя, иди к почкам.

* * *

Что же вы, маэстры, молчите? Ну-ка, гряньте нам что-нибудь!

* * *

Дорогой самодержец, мы пропали.

* * *

Что вы говорите?.. Ай-яй-яй-яй.

* * *

Иван Васильевич Грозный

* * *

(находясь в лифте) Замуровали… замуровали, демоны.

* * *

Вот что крест животворящий делает!

* * *

Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

* * *

Ой, не лги, ой не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но Божьим соизволением Царь есмь!

* * *

Увы мне, увы мне, Иван Васильичу… Увы мне, кудесник, отправляй меня назад!

* * *

Так покупай!!!

* * *

(отвечая на вопрос, пьет ли он водку) Анисовую!

* * *

Отведай ты из моего кубка.

* * *

Здрав буди, боярин. <…> Клюшница водку делала?

* * *

Ты такую машину сделал? <…> У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. <…> Что «ну-ну»? Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает, ха-ха.

* * *

Ты меня уважаешь? <…> Тогда пей!!

* * *

Ну… ЗДРАВ БУДИ!

* * *

Так это, стало быть, ты тут живешь? Да, хоромы-то тесные. <…> Да уж, конечно.

* * *

А боярыня твоя где? В церкви, что ли? <…> Врешь? <…> Ловят? Как поймают, Якина на кол посадить — это первое дело, а уж опосля!..

* * *

Ух, добрый ты человек. (пауза) Господи Боже мой… Что же это, я тут… А там у меня шведы Кемь взяли! Боярин! Боярин, отправляй меня назад! Беги и покупай эти… тран-зис-то-ры…

* * *

(о Милославском и Бунше) Да головы им отрубят, и всего делов. <…> Да пес с ними!

* * *

Какого Бориса-царя?! Бориску?! <…> Бориску на царство?! <…> Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее? Сам захотел царствовать всем и владете! У-у! Повинен смерти!

* * *

(Якину) Ты по что боярыню обидел, смерд?

* * *

Ах ты, бродяга, смердный прыщ!

* * *

Вот тебе, сукин сын! Ах, негодяй! Ах, негодяй, сукин сын, прелюбодей несчастный!

* * *

На колени! Червь! Попался, прелюбодей, сукин сын Якин! Молись, сучий сын, прощайся с жизнью!

* * *

(Шпаку) Ты чьих будешь? <…> Чей холоп, спрашиваю? <…> У, сущеглупый холоп…

* * *

Ну, любострастный прыщ, живота или смерти проси у боярыни!

Живота… (Зина целует царю руку) Ну… Ну, будь по-твоему.

* * *

(о Зине) Ох, боярыня — красотою лепа! Червлена губами, бровьми союзна… М-м-м… (обращаясь к Якину) Чего ж тебе еще надо, собака? <…> Ну так и женись, хороняка, князь отпускает ее.

* * *

(Якину) Ну, борода многогрешная! Ежели за тобой что худое проведаю… <…> Не перебивай царя!

* * *

Ой, бесовская одежа, ух, искушение!

* * *

Ух, красота-то какая! Лепота!

* * *

(Ульяне Андреевне) Оставь меня, старушка, я в печали…

* * *

Да ты ведьма!

* * *

Как челобитную царю подаешь?!

* * *

Да ты, я вижу, холоп, не уймешься?!

* * *

Я занят, позвоните попозже!

* * *

(Ульяне Андреевне) Врешь! Какая ты мне жена, старуха?!?

* * *

(Бунше) Лжешь, собака! Аз есмь царь!

* * *

(Тимофееву) Торопись-торопись, князь, крути-крути свою машину. <…> В милицию замели, дело шьют.

* * *

Антон Семенович Шпак

Ну-с, продолжим.

* * *

А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали. Собака с милицией обещала прийти.

* * *

Я извиняюсь, но что это вы все «холоп» да «холоп», что это за слово такое? (После ответа жены Тимофеева) Эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять! Боже мой, ну и домик у нас! То обворовывают, то обзываются… а еще боремся за почетное звание «дома высокой культуры быта», — это же кошмар, кошмар!

* * *

Это же все же, все же, что нажито непосильным трудом, все погибло!

* * *

Позвольте, вы не хулиганьте… (Иван Грозный швыряет клочки списка ему в лицо) Что это за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам!.. Коллективную!

* * *

Алло, милиция? Милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак… а я не по поводу кражи, — у нас здесь дело почище — инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя вызвал!.. Я непьющий… С кинжалом! Холодное оружие!.. Даю честное благородное слово. Жду!

* * *

(Розыскной собаке) Все, все, шо нажил непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… Три. Куртки. И они еще борются за почетное звание «дома высокой культуры быта», а?..

Карп Савельевич Якин

Жди меня, и я вернусь.

* * *

Попрошу вас вернуть мой чемодан, а вот ваш.

* * *

(язвительно) Боже мой, какой текст, какие слова!

* * *

Я проходил с ней сцену, истеричка! Это моя профессиональная обязанность. Profession de foi.

* * *

Боже, какой типаж! Браво, браво! Прошу вас, продолжайте. <…> Замечательно. Поразительно. Гениально! Слушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто вы такой? Сергей Бондарчук? М-м… нет. Юрий… Никулин — оу… нет-нет-нет-нет, нет-нет-нет-нет. Боже мой!.. (стучит себя по лбу) Иннокентий Смоктуновский… (подходит к царю) Кеша!.. (похлопывает того по щеке)

* * *

Вельми понеже… весьма вами благодарен!

* * *

Поелику мы зело на самолет опаздываем.

Другие персонажи

Слушай, что такое? Опять свет выключили! (сосед)

* * *

Где демоны?! Гойда!! ЗА НИМИ!! Лови их! Бей их! Лови демонов! Ложись!! Держи их, убегут! (стрельцы)

* * *

Живьем брать демонов!.. (стрелец)

* * *

Не вели казнить, великий государь-надежа! Демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись. Хвать — ан демонов-то и нету! (Феофан, писарь из посольского приказа)

* * *

Царя! Царя! Ца…айбу! Шайбу! Шайбу! Царя! Царя! (народ)

* * *

Карп Савельич, я просто не верю своему счастью. (Любовница Якина)

* * *

Алло! Анюта? Ты себе не представляешь: я сейчас улетаю в Гагры! С самим Якиным! (Любовница Якина)

* * *

Алло! Галочка? Ты сейчас умрешь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры! (Любовница Якина)

* * *

Алло! Вава? Ты сейчас упадешь! (Любовница Якина)

* * *

Алло, Шурочка? Представь себе, Якин влюбился в меня, как мальчишка. Сделал мне предложение, и мы сейчас улетаем с ним в свадебное путешествие! Целую! (Любовница Якина)

* * *

Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная… Да! Заморская икра… [сглатывает] баклажанная! (Феофан, писарь из посольского приказа)

* * *

Царица к тебе, великий государь! Видеть желает. (боярин)

* * *

Марфа Васильевна я. (царица Марфа Васильевна Собакина)

* * *

Ну что вы, что вы! (царица Марфа Васильевна Собакина)

* * *

И все-то ты в трудах, все в трудах, великий государь, аки пчела! (царица Марфа Васильевна Собакина)

* * *

Да ты, батюшка, только скажи, как, а мы переймем… (музыканты)

* * *

Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий! (боярин)

* * *

Живьем брать самозванцев! (стрелец)

* * *

Черт побери! У нас в руках был сам Милославский! (лейтенант милиции)

* * *

Стойте! Стойте! Держите Милославского, держите его!! (старшина милиции)

* * *

Чао! (кошка Тимофеева)

Прочитать пьесу «Иван Васильевич» можно здесь