Адрес: Украина, г. Киев, Софийская площадь
Совершенно внезапно лопнул в прорезе между куполами серый фон, и показалось в мутной мгле внезапное солнце. Было оно так велико, как никогда еще никто на Украине не видал, и совершенно красно, как чистая кровь. От шара, с трудом сияющего сквозь завесу облаков, мерно и далеко протянулись полосы запекшейся крови и сукровицы. Солнце окрасило в кровь главный купол Софии, а на площадь от него легла странная тень, так что стал в этой тени Богдан фиолетовым, а толпа мятущегося народа еще чернее, еще гуще, еще смятеннее. И было видно, как по лестнице поднимались на скалу серые, опоясанные лихими ремнями и штыками, пытались сбить надпись, глядящую с черного гранита. Но бесполезно скользили и срывались с гранита штыки. Скачущий же Богдан яростно рвал коня со скалы, пытаясь улететь от тех, кто навис тяжестью на копытах. Лицо его, обращенное прямо в красный шар, было яростно, и по-прежнему булавой он указывал в дали.
Роман «Белая гвардия»
В романе «Белая гвардия» упоминается памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Этот бронзовый памятник гетману Украины Богдану Хмельницкому высотой почти 11 метров был торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник является одним из главных символов Киева.
Идея создания памятника Богдану Хмельницкому появилась по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. В 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором университета, главой Киевской археографической комиссии. Проект памятника создал скульптор Михаил Микешин. По его замыслу конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.
С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. В связи с тем, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно необходимости антипольского и антиеврейского памятника, комитет сократил бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича.
В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент не хватило средств. В 1885 году Владимир Николаев создал новый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал еще изгородь с фонарями. На постаменте были надписи: «Волим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.
Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял свое место, оказалось, что конь очень невежливо повернут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент был развернут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве