Видение было в коричневом френче, коричневых же штанах галифе и сапогах с желтыми жокейскими отворотами. Глаза мутные и скорбные глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной. Несомненно, оно было молодо, видение-то, но кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые. В руках у видения находилась большая клетка с накинутым на нее черным платком, и распечатанное голубое письмо...
Илларион Илларионович (Ларион Ларионович) Суржанский, или Лариосик — один из самых ярких второстепенных персонажей романа Булгакова «Белая гвардия». О его внешности из романа известно немного. Михаил Афанасьевич обращает внимание не сколько на характерные черты, столько на мимику, жесты, позы: «Лариосик стоял в скорбной позе, повесив голову», «он беспомощно огляделся», «глаза его заволокло слезной дымкой». Благодаря своим нелепым, смешным, но в то же время и грустным выходкам он завоевал сердца многих читателей. Некоторые булгаковеды уже окрестили его «Бледным Пьеро», сопоставляя литературного героя с известным театральным персонажем.
Илларион Суржанский — родственник Сергея Тальберга из Житомира. Он неожиданно появляется в доме Турбиных в декабре 1918 года и просит приютить его на некоторое время. Из письма его матери узнаем, что Лариосик был женат, но его супруга «оказалась подколодной змеей». Личная драма стала ужасным ударом для сентиментального, впечатлительного героя. В Житомире он больше жить не мог. При этом у него есть деньги, и за проживание он готов платить. Елена Турбина охарактеризовала его так: «Я такого балбеса, как этот Лариосик, в жизнь свою не видала. У нас он начал с того, что всю посуду расхлопал. Синий сервиз. Только две тарелки осталось». Турбины оставляют его в своей квартире, и через полтора месяца Алексей Турбин приходит к выводу, что Ларион — очень симпатичный человек, который нужен в их семье.
Предполагаемый прототип
Сходство Лариосика с реальным историческим прототипом Николаем Судзиловским, племянником Карума, некоторое время жившем в семье Булгаковых, подметили многие из окружения Михаила Афанасьевича. Известно, что Судзиловский родился в обеспеченной семье, был студентом юридического факультета, потом учился во Владимирском военном училище. В 1918 году он приехал в гости к Булгаковым.
Татьяна Николаевна Лаппа, первая супруга Михаила Булгакова, вспоминала о Судзиловском: «Родственник какой-то из Житомира. Я вот не помню, когда он появился… Неприятный тип. Странноватый какой-то, даже что-то ненормальное в нем было. Неуклюжий. Что-то у него падало, что-то билось. Так, мямля какая-то… Рост средний, выше среднего… Вообще, он отличался от всех чем-то. Такой плотноватый был, среднего возраста… Он был некрасивый. Варя ему понравилась сразу. Леонида-то не было…» Она же подтверждала, что Лариосик из «Белой гвардии» очень похож на племянника Леонида Карума.
А вот что говорил о Николае Судзиловском сам Карум: «В октябре месяце появился у нас Коля Судзиловский. Он решил продолжать обучение в университете, но был уже не на медицинском, а юридическом факультете. Дядя Коля просил Вареньку и меня позаботиться о нем. Мы, обсудив эту проблему с нашими студентами, Костей, Колей и Ваней, предложили ему жить у нас в одной комнате со студентами. Но это был очень шумливый и восторженный человек. Поэтому Коля и Ваня переехали скоро к матери на Андреевский спуск, 36, где она жила с Лелей на квартире у Ивана Павловича Воскресенского. А у нас в квартире остались невозмутимый Костя и Коля Судзиловский».
Брат Ю.Л. Гладыревского Николай подтвердил слова Карума, что Судзиловский был его родственником: «А Лариосик — это мой двоюродный брат, Судзиловский. Он был офицером во время войны, потом демобилизовался, пытался, кажется, поступить учиться. Он приехал из Житомира, хотел у нас поселиться, но моя мать знала, что он не особенно приятный субъект, и сплавила его к Булгаковым. Они ему сдавали комнату...»
Цитатная характеристика Лариосика
Полное имя героя — Ларион Ларионович Суржанский (он же Илларион Ларионович):
«Голос Елены явственно выкрикнул в гостиной:
«Николка! Николка! Илларион Ларионыч!»
«Ты же слышал: Суржанский... Ларион... Ну, знаменитый Лариосик».
«Разрешите представиться: Ларион Суржанский».
«Лариосик объяснил, что он Ларион Ларионович...»
Ларион — дальний родственник семьи Турбиных. Он является племянником Сергея Тальберга, мужа Елены Турбиной:
«...Сережин племянник из Житомира».
Точный возраст Лариосика в романе не указан. Судя по всему, это довольно молодой человек. Вероятно, ему 20—25 лет:
«Несомненно, оно было молодо, видение-то...» (эпизод, когда Николка воспринимает Лариосика как видение)
О внешности Лариосика известно следующее:
«Николка в ужасе прижался к стене и уставился на видение. Видение было в коричневом френче, коричневых же штанах-галифе и сапогах с желтыми жокейскими отворотами. Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной. Несомненно, оно было молодо, видение-то, но кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые».
«Да, позвольте, а что это за головастик?» (Алексей Турбин о крупной голове Лариосика)
«Мутно-голубые глаза выражали полную скорбь».
«...Лариосик открыл широкий рот».
Ларион Суржанский приехал из Житомира:
«— Пожалуйста, — ответил Николка. — Вы из Житомира? — Ну да, — ответил неизвестный...»
В декабре 1918 г. Ларион приезжает из Житомира в Киев к своим дальним родственникам Турбиным и просит их приютить его. Турбины соглашаются принять гостя. Они поселили Лариона в книжную комнату, поставив там для него кровать и стол:
«Елена со смехом и ужасом в глазах наклонилась к постели: — Что птица!.. Он ведь жить у нас просится. Я уж не знаю, как и быть. — Жи-ить?.. — Ну, да... Только молчи и не шевелись, прошу тебя, Алеша... Мать умоляет, пишет, ведь этот самый Лариосик кумир ее... Я такого балбеса, как этот Лариосик, в жизнь свою не видала. У нас он начал с того, что всю посуду расхлопал. Синий сервиз. Только две тарелки осталось. — Ну, вот. Я уж не знаю, как быть... В розовой тени долго слышался шепот. В отдалении звучали за дверями и портьерами глухо голоса Николки и неожиданного гостя. Елена простирала руки, умоляя Алексея говорить поменьше. Слышался в столовой хруст — взбудораженная Анюта выметала синий сервиз. Наконец, было решено в шепоте. Ввиду того, что теперь в городе будет происходить черт знает что и очень возможно, что придут реквизировать комнаты, ввиду того, что денег нет, а за Лариосика будут платить, — пустить Лариосика. Но обязать его соблюдать правила турбинской жизни. Относительно птицы — испытать. Ежели птица несносна в доме, потребовать ее удаления, а хозяина ее оставить. По поводу сервиза, ввиду того, что у Елены, конечно, даже язык не повернется и вообще это хамство и мещанство, — сервиз предать забвению. Пустить Лариосика в книжную, поставить там кровать с пружинным матрацем и столик...»
Лариосик сразу же вручает Турбиным 8 тысяч рублей на свое содержание, чтобы не быть для хозяев обузой:
«— Вот, Елена Васильевна, разрешите вам сейчас же внести деньги за мое содержание. — Почему же такая спешность, — краснея, спросила Елена, — это можно было бы и после... Лариосик горячо запротестовал>: — Нет, нет, Елена Васильевна, вы уж, пожалуйста, примите сейчас. Помилуйте, в такой трудный момент деньги всегда остро нужны, я это прекрасно понимаю! — Он развернул пакет, причем изнутри выпала карточка какой-то женщины. Лариосик проворно подобрал ее и со вздохом спрятал в карман. — Да оно и лучше у вас будет. Мне что нужно? Мне нужно будет папирос купить и канареечного семени для птицы... <...> — Здесь восемь тысяч, — говорил Лариосик, двигая по столу пачку, похожую на яичницу с луком, — если мало, мы подсчитаем, и сейчас же я выпишу еще».
Чтобы попасть к Турбиным в Киев, Лариосик 11 дней добирался на поезде из Житомира. По дороге петлюровцы захватили поезд и хотели расстрелять Лариосика, но ему удалось спастись. Он с ужасом рассказывает эту историю Турбиным:
«Глаза Лариосика наполнились ужасом от воспоминания. — Это кошмар! — воскликнул он, складывая руки, как католик на молитве. — Я ведь девять дней... нет, виноват, десять?.. позвольте... воскресенье, ну да, понедельник... одиннадцать дней ехал от Житомира!.. — Одиннадцать дней! — вскричал Николка. — Видишь! — почему-то укоризненно обратился он к Елене. — Да-с, одиннадцать... Выехал я, поезд был гетманский, а по дороге превратился в петлюровский. И вот приезжаем мы на станцию, как ее, ну, вот, ну, господи, забыл... все равно... и тут меня, вообразите, хотели расстрелять. Явились эти петлюровцы, с хвостами... <...> Боже мой! Я тут начинаю богу молиться. Думаю, все пропало! И, знаете ли? птица меня спасла. Я говорю, я не офицер. Я ученый птицевод, показываю птицу... Тут, знаете, один ударил меня по затылку и говорит так нагло — иди себе, бисов птицевод. Вот наглец! Я бы его убил, как джентльмен, но сами понимаете...»
С первых же минут Лариосику очень нравится в квартире Турбиных:
«Он беспомощно огляделся, и сразу по глазам его было видно, что у Турбиных ему очень нравится и никуда он уходить бы не хотел».
«Происходило это потому, что после катастрофы, потрясшей Лариосикову нежную душу в Житомире, после страшного одиннадцатидневного путешествия в санитарном поезде и сильных ощущений Лариосику чрезвычайно понравилось в жилище у Турбиных. Чем именно — Лариосик пока не мог бы этого объяснить, потому что и сам себе этого не уяснил точно. Показалась необычайно заслуживающей почтения и внимания красавица Елена. И Николка очень понравился».
В благодарность за гостеприимство Лариосик предлагает Турбиным свою помощь в любых делах, если нужно. Например, он предлагает себя в качестве сиделки для раненого Алексея Турбина, который в это время находится при смерти:
«— Елена Васильевна! — с чувством сказал он. — Располагайте мной, как вам угодно. Я, знаете ли, могу не спать по три и четыре ночи подряд. — Спасибо, большое спасибо».
Известно, что год назад Лариосик женился на Милочке Рубцовой, но та оказалась «подколодной змеей» и недавно ушла от него к актеру оперетты Липскому. По словам матери Лариосика, измена жены нанесла ему «ужасный удар», от которого он с трудом оправился:
«Без всякой даты, на нежном небесном листке было написано: "Милая, милая Леночка! Я знаю ваше доброе сердце и направляю его прямо к вам, по-родственному. Телеграмму я, впрочем, послала, он все вам сам расскажет, бедный мальчик. Лариосика постиг ужасный удар, и я долго боялась, что он не переживет его. Милочка Рубцова, на которой, как вы знаете, он женился год тому назад, оказалась подколодной змеей!.."» (письмо матери Лариосика Елене)
«Елена развернула квадратик и машинально вслух прочла слова: "Страшное несчастье постигло Лариосика точка Актер оперетки Липский..." <...>
— Жена его бросила, — шепнул на ухо Николка, — такой скандал...» (Елена читает телеграмму от матери Лариосика)
Чтобы разъехаться с женой, Лариосик, судя по всему, выдал ей векселей на 75 тысяч рублей в качестве компенсации. Он называет это поступком джентльмена. Также, он, вероятно, оставил ей квартиру в Житомире, в которой та теперь развлекается с любовником:
«С любовником на том самом диване, — сказало видение трагическим голосом, — на котором я читал ей стихи. <...> Да-с, на этом самом диване... Они теперь сидят и целуются... после векселей на семьдесят пять тысяч, которые я подписал не задумываясь, как джентльмен. Ибо джентльменом был и им останусь всегда. Пусть целуются!»
Лариосик хранит у себя фотографию какой-то женщины. Возможно, это портрет его жены, которую он все еще любит:
«Он развернул пакет, причем изнутри выпала карточка какой-то женщины. Лариосик проворно подобрал ее и со вздохом спрятал в карман».
«...на сиденье среди всяких необходимых мужчине вещей — мыльницы, папирос, спичек, часов, утвердилась в наклонном положении таинственная женская карточка...»
Он называет себя «ученым птицеводом». Судя по всему, он действительно профессионально разводит канареек:
«И, знаете ли? птица меня спасла. Я говорю, я не офицер. Я ученый птицевод, показываю птицу... Тут, знаете, один ударил меня по затылку и говорит так нагло — иди себе, бисов птицевод. Вот наглец! Я бы его убил, как джентльмен, но сами понимаете...»
«— Я птицу захватил с собой, — сказал неизвестный, вздыхая, — птица — лучший друг человека. Многие, правда, считают ее лишней в доме, но я одно могу сказать — птица уж, во всяком случае, никому не делает зла».
«— Это канарейка? — спросил он. — Но какая! — ответил неизвестный восторженно, — собственно, это даже и не канарейка, а настоящий кенар. Самец. И таких у меня в Житомире пятнадцать штук. Я перевез их к маме, пусть она кормит их».
Помимо птиц, Лариосик питает страсть к книгам. Он очень рад, что в квартире Турбиных имеется много книг. Он с жадностью изучает их домашнюю библиотеку и не знает, какую книгу прочитать первой:
«У него, кроме страсти и любви к птицам, была еще и страсть к книгам. Здесь же на открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен на Лариосика глядели книги. Уж давно разложилась кровать и застелилась постель и возле нее стоял стул и на спинке его висело полотенце, а на сиденье среди всяких необходимых мужчине вещей — мыльницы, папирос, спичек, часов, утвердилась в наклонном положении таинственная женская карточка, а Лариосик все еще находился в книжной, то путешествуя вокруг облепленных книгами стен, то присаживаясь на корточки у нижних рядов залежей, жадными глазами глядя на переплеты, не зная, за что скорее взяться — за «Посмертные записки Пиквикского клуба» или за "Русский вестник 1871 года"».
Сначала Елена Турбина принимает своего гостя Лариосика за балбеса, но вскоре она видит, что на самом деле это вежливый и добросовестный человек, хотя и чудак:
«Я такого балбеса, как этот Лариосик, в жизнь свою не видала».
«Елена на минуту забыла рану Алексея, и приятный блеск показался у нее в глазах, настолько обстоятельны и уместны были действия Лариосика. «Он, пожалуй, не такой балбес, как я первоначально подумала, — подумала она, — вежлив и добросовестен, только чудак какой-то. Сервиза безумно жаль».
Ларион — интеллигентный человек, «джентльмен»:
«Конечно, не могло быть и речи о том, чтобы Лариосик оказался предателем. Ни в коем случае не может быть на стороне Петлюры интеллигентный человек вообще, а джентльмен, подписавший векселей на семьдесят пять тысяч и посылающий телеграммы в шестьдесят три слова, в частности...»
Он сочиняет стихи:
«— Вы, позвольте узнать, стихи сочиняете? — спросил Мышлаевский, внимательно всматриваясь в Лариосика. — Пишу, — скромно, краснея, произнес Лариосик».
Лариосик является очень неуклюжим человеком. Едва успев войти в квартиру Турбиных, он разбивает почти весь их синий сервиз — 10 тарелок из 12. Правда, он тут же просит прощения и заявляет, что готов поехать и купить новый:
«У нас он начал с того, что всю посуду расхлопал. Синий сервиз. Только две тарелки осталось. — Ну, вот. Я уж не знаю, как быть...»
«— Елена Васильевна, сию минуту я еду в магазины, кликну клич, и у вас будет сегодня же сервиз. Я не знаю, что мне и говорить. Как перед вами извиниться? Меня, безусловно, следует убить за сервиз. Я ужасный неудачник, — отнесся он к Николке. — Я сейчас же в магазины, — продолжал он Елене.
— Я вас очень прошу ни в какие магазины не ездить, тем более, что все они, конечно, закрыты. Да позвольте, неужели вы не знаете, что у нас в Городе происходит?»
Из-за своей неуклюжести Лариосик называет себя «ужасным неудачником» и «невезучим» человеком:
«Я ужасный неудачник, — отнесся он к Николке».
«— Боже мой! — сказал он, искажая свое и без того печальное лицо. — Что же это со мной делается?! До чего мне не везет!.. Вам очень больно? Простите меня, ради бога».
Неуклюжий Лариосик постоянно что-то делает не так. Так например, однажды он берет посмотреть один из пистолетов (кольт) Турбиных, но вкладывает обойму не тем концом. В итоге Николке приходится долго мучаться, чтобы вытащить обойму из пистолета:
«Все же работа задержалась, благодаря Лариосику, который, знакомясь с устройством десятизарядного пистолета системы Кольт, вложил в ручку обойму не тем концом и, чтобы вытащить ее, понадобилось значительное усилие и порядочное количество масла».
Лариосик очень плохо играет в карты:
«— Вы играете? — спросил Мышлаевский у Лариосика. Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил, и что в винт он играет, но очень, очень плохо... Лишь бы его не ругали, как ругали в Житомире податные инспектора...»
«Мышлаевский вдруг побагровел, швырнул карты на стол и, зверски выкатив глаза на Лариосика, рявкнул: — Какого же ты лешего мою даму долбанул? Ларион?! — Здорово. Га-га-га, — хищно обрадовался Карась, — без одной! <...> — Что может быть? Ничего не может быть, кроме ерунды. Вы извините, батюшка, может, в Житомире так и играют, но это черт знает что такое!.. Вы не сердитесь... но Пушкин или Ломоносов хоть стихи и писали, а такую штуку никогда бы не устроили... или Надсон, например. — Тише, ты. Ну, что налетел? Со всяким бывает. — Я так и знал, — забормотал Лариосик... — Мне не везет...»
Благодаря доброй семье Турбиных Лариосик оживает душой после пережитой личной драмы. Ему уютно и тепло в гостеприимном семействе Турбиных:
«Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил... <...> Что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек, Елена Васильевна, и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен. <...> — Да, бессмыслен, а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами... <...> — Именно за кремовыми шторами и жить. Все смеются почему-то над поэтами...»
Спустя полтора месяца Алексей Турбин приходит к выводу, что Ларион — очень симпатичный человек, и совсем не мешает, а, напротив, необходим в их семье:
«Лариосик очень симпатичный. Он не мешает в семье, нет, скорее нужен. Надо его поблагодарить за уход...»
Образ Лариосика в театре и кинематографе
Ларион Суржанский в романе Булгакова «Белая гвардия» описывался как крупный неуклюжий провинциал, не вызывающий особой симпатии. Однако в первой постановке пьесы Лариосика талантливо сыграл молодой актер Михаил Яншин, и именно такой образ худощавого не очень ловкого, но обаятельного персонажа стал ассоциироваться с именем Лариосика. Валентин Катаев писал об этой ситуации так: «В пьесе "Дни Турбиных" есть образ студента Лариосика. Как скажешь "Лариосик", так вы сразу увидите худенького тогда Яншина. А у Булгакова он был задуман как здоровенный неуклюжий детина из провинции, который сразу стал неудобным человеком в доме. Эту комическую фигуру театр сделал совсем по-другому. Яншин и режиссура сделали Лариосика не таким, как написал Булгаков, но не хуже, а, может быть, даже лучше».
Михаил Яншин в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ, 1926)
Михаил Яншин в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ, 1926)
Евгений Леонов в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ, 1954)
Борис Нащекин в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» Московского театра им. Станиславского (1958)
Сергей Иванов в роли Лариосика в фильме «Дни Турбиных» (1976)
Сергей Иванов в роли Лариосика в фильме «Дни Турбиных» (1976)
Сергей Иванов в роли Лариосика в фильме «Дни Турбиных» (1976)
Сергей Брюн в роли Лариосика в сериале «Дни Турбиных» (2012)
Сергей Брюн в роли Лариосика в сериале «Дни Турбиных» (2012)
Памятник Лариосику в Житомире
Иллюстрации
Видение было в коричневом френче, коричневых же штанах-галифе и сапогах с желтыми жокейскими отворотами. Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной. Несомненно, оно было молодо, видение-то, но кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые. В руках у видения находилась большая клетка с накинутым на нее черным платком и распечатанное голубое письмо...