В чем заключаются основополагающие, фундаментальные причины тех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетворенным собственной жизнью и которые заставляют его искать помощи у психологов и психотерапевтов?
Основоположники психоанализа видели эту причину в блокировании примитивных сексуальных инстинктов человека. Гуманистическая психология на первое место поставила проблемы его личностного роста, самореализации или самоактуализации. С точки зрения экзистенциальной психологии, главный источник проблем современного человека — духовный вакуум, лихорадочные поиски отсутствующего смысла бытия. Все это, конечно, не только абстрактная теория — подобные проблемы и трудности имеют место в большей или меньшей в жизни многих людей. В то же время многолетние поиски психологической науки и психотерапевтической практики до сих пор не привели к созданию действительно универсального рецепта, позволяющего всем страждущим освободиться от проблем, омрачающих их жизнь — своего рода психологической панацеи. На взгляд же эволюционной психологии и современной психофизиологии, подобный универсальный способ вполне осуществим.
С этой точки зрения, источник большинства психологических (да и многих социальных) проблем заключается в противоречии биологической и социальной эволюции человека. Точнее — в несоответствии тех механизмов эмоций, которые заложены в организме человека природой, и образа жизни современного человека, накладывающего многочисленные запреты («табу» по Фрейду) на его поведение и способы выражения («разрядки») эмоций.
Для того, чтобы снять это противоречие, необходимо с помощью психологических технологий, заменяющих «машину времени» (конечно, в переносном смысле), на короткое время как бы вернуться на ступеньку назад по эволюционной лестнице. Естественно, не во внешнем, реальном мире (иначе поведение человека уподобилось бы первобытному дикарю), а во внутреннем — воображаемом, виртуальном.
Известный закон биологии гласит, что в каждом организме заложена история развития его вида, продолжавшаяся миллионы лет до него. Иными словами, индивидуальное развитие организма повторяет в свернутом, сжатом виде развитие эволюционное. Причем это положение признано справедливым и на психологическом уровне (К.Г.Юнг). Поэтому для того, чтобы совершить скачок в свое эволюционное прошлое, человеку достаточно вернуться в свое собственное, реальное прошлое, в самый ранний период своей личной истории. Но вернуться не в смысле воспоминаний (хотя и это возможно в особых состояниях сознания) — работа с детскими воспоминаниями и так традиционно используется в разнообразных методах психотерапии, начиная от патриархального психоанализа и заканчивая такими новомодными для нас методами, как научно-эмпирическая холотропная терапия и т.д.
В нашем же изложении имеется в виду непосредственный «возврат в детство», в смысле возврата взрослого организма к тому физиологическому состоянию нервной системы, которое свойственно для ребенка раннего возраста. Даже кратковременное пребывание в этом взросло-детском состоянии оказывает целительное действие на душевные раны, снимает с плеч груз психологических проблем, волнений и житейских невзгод, а также помогает избавиться от многочисленных сбоев в работе организма, вызванных стрессами (т.н. психосоматических расстройств). Таким образом, получаем достаточно простой и практически осуществимый рецепт решения психологических проблем. Это не что иное, как осознанный, осуществляемый человеком самостоятельно, по собственному его желанию кратковременный (минуты, иногда десятки минут) «возврат в детство». Проблема же состоит в том, что преодолеть внутренний психологический и физиологический временной барьер невозможно без определенных умений — навыков психологической саморегуляции, выполняющих роль мысленной «машины времени».
Практическое воплощение этой задачи представляет метод психологической саморегуляции Ретри. Что же означает непривычное для слуха название — «Ре-три»? Это просто трехкратно повторенное «Ре» — «три источника и три составные части» методики:
1) РЕлаксация;
2) возрастная РЕгрессия;
3) РЕконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.
Эти три составные части связаны друг с другом таким образом, что первая из них является как бы фундаментом, основой для второй, которая, в свою очередь, обеспечивает осуществление третьей.
Релаксация — это покой и расслабление как в телесно-физическом, так и в психологическом смысле, который обеспечивает не только нейтрализацию отрицательных эмоций и других стрессовых проявлений, но и создает условия для перехода нервной системы в особое «детское» состояние.
Что же касается второй части — возрастной регрессии — то она представляет собой основу особых состояний сознания, сопровождающихся состоянием повышенной обучаемости, мобилизации скрытых ресурсов, а также создающих предпосылки для разрешения внутренних, психологических противоречий. Это происходит за счет использования «полиэкранного», «латерального» (Э. де Боно) мышления. Подобное мышление работает не по жесткому логическому принципу «или-или» («все или ничего»), который не оставляет возможности для компромисса, а по гибкому логико-интуитивному принципу «и-и», предполагающему существование одновременно нескольких взаимоприемлемых альтернатив.
Именно за счет этого достигается искомый результат — реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание. По сути, это переделка человеком собственного прошлого, являющегося источником его теперешнего внутреннего конфликта, для того, чтобы он смог изменить сценарий своего возможного будущего.
Важно подчеркнуть, что как при освоении этих умений, так и при их практическом применении должна соблюдаться определенная последовательность, включающая:
1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое, ритмически организованное дыхание, согласованное с собственными биоритмами организма);
2) остановку словесно-оформленных процессов мышления (внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренние ощущения или невербальные образы;
3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и его использование (устранение отрицательных эмоций и их последствий — психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а также принятие решений с опорой на подсознание, интуицию).
Прохождение этапов (1-3) можно ускорить с помощью современных технических средств (аудиовизуальная стимуляция, подпороговое воздействие, а также биологическая обратная связь).
Итак, рецепт решения психологических проблем — не что иное, как «возврат в детство». Возврат не столько (или не только) в смысле воспоминаний и перепроживания этого периода своей биографии. «Возврат в детство» — это кратковременное восстановление такого состояния нервной системы, которое повторяет состояние нервной системы ребенка. Вызвать такое состояние достаточно просто: добиться этого позволяют известные техники саморегуляции, позволяющие человеку перейти в особое, так называемое измененное состояние сознания (ИСС) и целенаправленно его использовать. На уровне психологическом измененные состояния сознания можно рассматривать еще и как возврат к древнему, изначальному состоянию человеческого сознания.
Измененные состояния сознания нередко называют трансовыми или гипнотическими состояниями. На самом деле, это не совсем верно, так как неоправданно суживает множество возможных подобных состояний, сводя их тем самым лишь к некоторым, достаточно экзотическим и редко встречающимся разновидностям.
Тогда как на самом деле ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ — ЯВЛЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, а по мнению последователей М.Эриксона — состояния, возникающие практически повседневно.
Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации (включая хорошо известный аутотренинг), ребефинге и холотропном дыхании. Хорошо известны также измененные состояния сознания, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнему воздействию на человека — либо психологическому (психотерапевтические трансовые состояния), либо аппаратному (так называемые осознанные сновидения, а также лечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковой стимуляции). К спонтанно возникающим измененным состояниям сознания можно отнести моменты научного озарения, религиозного экстаза (Годфруа, 1992), творческого вдохновения да и просто интуитивных догадок и прозрений, являющихся нашими непременными спутниками в повседневной жизни.
При этом важно пояснить, что стихийно возникающие ИСС являются необходимым, поистине неотьемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Как считает Е.Брюн, человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают они в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее для него неизведанным, никогда не встречавшимся. В эти особые моменты у него и просыпается особое — первичное, «природное» мышление. Каким образом это происходит? По мнению известного исследователя механизмов сознания В.Налимова, измененное состояние сознания достигается, когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком, с осмыслением информации в логически непротиворечивых построениях и упорядочиванием в привычных категориях («причина-следствие» и «пространство-время»). С точки же зрения физиологии эти состояния связаны со сменой распределения ролей между полушариями головного мозга. Они соответствуют кратковременному переходу от привычно-стереотипного, культурно-опосредованного способа мышления (логического, словесного, левополушарного) к эволюционно древнему, природно-естественному (образному, невербальному, правополушарному). Тем самым, при развитии измененного состояния сознания действительно происходит временный возврат к древним, архаичным механизмам сознания — «археопсихическое состояние» (по В.В.Макарову).
В общем-то, сама мысль о том, что в особых состояниях сознания человек как бы возвращается в детство, не нова. Так, еще в начале века философ О.Вейнингер писал: » Сон и сновидение [ИСС не случайно образно называют «сон наяву» — прим. наше], наверное, имеют нечто общее с нашим состоянием до рождения «. Новым в нашем повествовании является в первую очередь современное физиологическое обоснование этой гипотезы.
Показано, что состояние нервной системы человека во время пребывания в измененном состоянии сознания действительно в ряде существенных моментов повторяет состояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Это доказывается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга у взрослых, находящихся в состоянии ИСС, приближают состояние мозга к состоянию мозга ребенка (Сандомирский, Белогородский, 1997). Еще давно было обнаружено, что у человека, находящегося в состоянии глубокого гипнотического транса, сопровождающегося внушенным «возвратом в детство», восстанавливаются рефлексы, характерные для грудных детей (подошвенный рефлекс Бабинского) и считающиеся у взрослых проявлением болезненного состояния нервной системы. Аналогичные закономерности были показаны известнейшим психотерапевтом современности С.Грофом. Во время проводимых им сеансов т.н. холотропной терапии достигаются ИСС, в которых у людей проявляются неврологические рефлексы, характерные для переживаемого ими детского возраста (например, при прикосновении к губам — сосательные движения, как у грудного ребенка).
Интересно отметить, что появление во время ИСС описанного выше аномального подошвенного рефлекса является наглядным примером регрессии, «возврата в прошлое» не только в возрастном, но и в эволюционном аспекте. Дело в том, что этот рефлекс, который отсутствует у взрослых здоровых людей — сгибание пальцев стопы при проведении твердым предметом по наружному краю подошвы — в то же время является нормальным явлением как для грудных детей, так и для наших эволюционных предшественников-приматов. В сущности, это аналог хватательного рефлекса, только на ногах. Видимо, когда-то давным-давно нашим «четвероруким» предкам было так удобно цепляться ими за ветки... Появление же «обезьяньего» рефлекса у взрослых людей во время ИСС объясняется известной теорией Х.Джексона: выключение (в данном случае кратковременное) эволюционно молодых нервных центров приводит к активизации более древних отделов. В этом, как подчеркивал невролог Л.Бадалян, проявляется растормаживание древних форм реагирования — как бы обратный ход эволюции.
Тем самым, находясь в ИСС, человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТ В СОСТОЯНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ БОЛЕЕ РАННЕЙ СТУПЕНИ «ЭВОЛЮЦИОННЙ ЛЕСТНИЦЫ». Это — один из возможных механизмов снятия стресса, психологического напряжения как противоречия между социальной и биологической природой человека.
С практической психокоррекционной точки зрения, необходимо учитывать, что «возврату в детство» — вхождению в транс помогают ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменить состояние сознания:
— Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.
— Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом, заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его в определенные участки тела.
— Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.
При этом необходимо также учесть, как изменяются в состоянии транса взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность. Противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря, в типичном случае — у правшей, необходимо снизить активность левого, «сознательного» полушария и повысить — правого, «подсознательного».
Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Происходит это еще и потому, что при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно.
Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции — речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее — остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».
(Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания). И тогда «речевое» полушарие, лишенное на время привычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного «безделья» успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных с дыханием — ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальных мелодий «заведует» правое полушарие, музыка его активирует, как бы «подпитывает» энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями — особенно медитативная.
Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс — это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В.М.Бехтерева.
Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:
1. Изменяется ощущение тела.
Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера — легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, их «мягкости» до возможности ощутить свое тело... бестелесным «сгустком энергии».
2. Изменяется восприятие времени.
Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние «биологические часы» продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее «запрограммировать» время своего пребывания в состоянии транса.
3. Изменяется восприятие окружающего пространства.
Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела — ничего, кроме моего собственного «Я», как центра Вселенной»), то расширяться до бесконечности («мое «Я» — лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения — изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, «выпадает» из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и в большой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение.
4. Изменяется восприятие собственной личности.
Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать ИЗМЕНИТЬ себя — добиться личностной трансформации. Итак, мы подробно рассмотрели измененные состояния сознания, представляющие собой неспецифический, универсальный инструмент психотерапии. Независимо от терапевтического метода и специфики создания измененных состояний созанния, которые могут иметь различную продолжительность — от минут (психоанализ, гештальт, психодрама и др. методы, в которых основная коммуникация психотерапевта с пациентом проходит в обыденном сознании) до часов (напр., сеансы холотропной терапии по Грофу), — сам эффект психокоррекции, интеграции сознания и подсознания, обучения на подсознательном уровне происходит именно в измененном состоянии, так как только в нем, в отличие от обыденного состояния, такие изменения возможны.
Можно сказать, что измененное состояние сознания (и только оно) является ничем иным, как способом разрешения противоречий — и внешних, творческих (имея в виду творчество в широком смысле, в любых ситуациях, требующих нестандартных решений), и внутренних, личностных (лежащих в основе главного механизма психологических проблем — внутрипсихического конфликта). Как убедился читатель, основой этих состояний, их главным механизмом является физиологическая возрастная регрессия, или своеобразный «возврат в детство» — не только и не столько психологический, но и физиологический. Именно он обеспечивает возможность по-новому взглянуть на проблему, отказаться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или новый способ поведения, открывающие выход из психологического тупика, дающие возможность примирения с помощью подсознательной перестройки враждующих с сознанием подсознательных структур (юнговских и адлеровских «комплексов», «субличностей» в психосинтезе, «внутренних частей» в НЛП, «подавленных целостностей» в трансперсональной терапии или «незавершенных гештальтов» в гештальт-терапии, «Рожителя» и «Ребенка» в трансактном анализе и др.).
Тем самым, по сути, все методы психотерапии — начиная с классического гипноза (в котором гипнотизер играет роль «властного родителя», а пациент — «покорного ребенка») и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним «ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика,
использующие работу с «субличностью», или подсознательными частями — представляющими собой «детские» части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личности через «детскую» речь, работа с образами (напр., символдрама, направленное воображение и др.) — также основаны на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. В «разговорных» методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат в детство происходит в краткие «моменты истины». Целенаправленное создание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первую очередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основе физиологически-ориентированного подхода в психотерапии (из числа конкретных методик упомянем в частности метод Ретри).